Handelsblatt | 1 ноября 2001 г.
Водочная война может закончиться установлением государственной монополии
Матиас Брюггманн
Водка для русских ? это святое. Кристально прозрачная, она на 40 % состоит из спирта. Кстати, "Кристалл" ? это еще и название самого большого российского ликеро-водочного завода. Но в последнее время перспективы русской винно-водочной промышленности, все еще переживающей подъем, потеряли всякую прозрачность. Сейчас ее положение определяют, скорее, суды и вооруженные наряды милиции, чем винокуренные заводы.
И все потому, что государственное патентное ведомство "Роспатент" зарегистрировало 43 водочные марки, в том числе всемирно известные торговые марки "Столичная" и "Московская", и передало права на их использование министерству сельского хозяйства. "Беспрецедентное решение, - полагает в том числе и глава "Роспатента" Александр Корчагин, который признает: Теперь наши юристы без дела сидеть не будут".
Это потому, что частная торговая водочная фирма "Союзплодимпорт", которой до сих принадлежали права на популярные марки, хочет обжаловать решение во всех инстанциях. Ходатайство генеральной прокуратуры о лишении ее прав на эти марки обосновывалось тем, что приватизация бывшего крупного государственного водочного концерна была проведена с нарушениями закона. Высший арбитражный суд подтвердил это, и "Роспатент" вернул торговые марки государству. Это первый случай в истории России, когда интеллектуальная собственность становится общенациональной.
Однако это решение ? всего лишь очередная кульминация в русской водочной войне. При этом российское государство вместе с одиозными бизнесменами хочет при помощи экспроприации или судебных процессов получить господство над водочным производством и связанными с ним денежными потоками. Сплошь и рядом вооруженные государственные подразделения или частные охранники просто атакуют винокуренные заводы.
В течение лишь одного года на заводе "Кристалл" сменилось четыре директора. Наследник марки "Смирнов" вынужден был закрыть свой московский офис после безобразной драки с якобы новым собственником. Были насильственные захваты водочных заводов и в провинции.
Кремлевский хозяин Владимир Путин уже с мая прошлого года пытается вернуть винно-водочную промышленность в государственную собственность. Предшествующие аналогичные попытки русских царей терпели неудачу. "Росспиртпром", взяв под свое крыло 180 винокуренных заводов, должен стать государственным водочным монополистом с годовым оборотом 1,5 млрд. долларов. Глава "Росспиртпрома" Сергей Сивенко ? это человек, которому в России приписывают принадлежность к преступному миру и хорошие контакты с тренером Путина по дзюдо, а через него ? и с начальником службы личной безопасности главы государства.
До сих пор в гигантском государстве, где водка пьется все еще 100-граммовыми порциями, имеется более 700 винокуренных заводов. Продажа водки и других алкогольных напитков в России повысилась в течение первых 9 месяцев этого года только в розничной торговле примерно на 5% и составила 86,4 млн. децилитров чистого спирта. Кроме того, считается, что от 40 до 70% водки, потребляемой в России, производится на подпольных заводах.
Государственный план Путина должен положить конец подпольному производству и принести в казну более высокие налоговые доходы от продажи водки. Различные налоги, которыми сегодня облагается винно-водочное производство, уже сейчас приносят в казну не один миллиард рублей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях