The Guardian | 1 ноября 2002 г.
Ключевые союзники США ссорятся из-за нефти
Оуэн Баукотт
В Турции продолжается предвыборная кампания. Возник конфликт между двумя ближайшими стратегическими союзниками США на Ближнем Востоке ? Турцией и автономной курдской областью в Ираке.
По улицам Анкары разъезжают миниавтобусы, звучит причудливая народная музыка, предвыборные политические лозунги. Премьер-министр Булент Эсевит и генералы угрожают в случае войны захватить богатые нефтью иракские города Киркук и Мосул.
Вспышка националистской риторики в Анкаре почти не влияет на предвыборную гонку. Политикам всего политического спектра хотелось бы избежать войны, потому что она может дестабилизировать слабую экономику.
Главная тема разговоров в штаб-квартирах партий ? единообразно украшенных флагами и транспарантами ? сложная экономическая ситуация.
Турция ? важный союзник готовящихся к войне США. Британские и американские самолеты, патрулирующие закрытые для полетов зоны на севере Ирака, каждый день взлетают и садятся на авиабазе Инджирик на юге Турции.
Без таких турецких баз было бы очень сложно совершать авиационные удары по северным оборонительным укреплениям Ирака.
В начале октября семидесятисемилетний Эсевит, пять раз избиравшийся на должность премьер-министра, заявил: "Мы знаем, что США не могут проводить эти операции без нас. Именно поэтому мы советуем им отказаться от этой идеи. Мы говорим Вашингтону, что этот вопрос вызывает у нас серьезное беспокойство".
Мало кто сомневается в том, что, если война станет неизбежной, Турция сразу уступит требованиям США. Однако страну тревожит экономический хаос, к которому могут привести военные действия. Из-за режима санкций, введенных в отношении режима Саддама Хусейна, за последние десять лет страна потеряла 25-40 млрд долларов.
Уровень безработицы в этой стране, где живет 68 млн человек, превышает 10%. Инфляция достигла 35%. Приток беженцев из Ирака станет еще одной преградой на пути экономического развития.
В сентябре армия неохотно начала строить у границ палатки для возможных беженцев.
Эсевит очень боится, что в результате войны на севере Ирака появится курдское государство.
Премьер-министр, продолжительная болезнь которого стала причиной развала его правящей коалиции и заставила провести досрочные выборы, опасается, что 12 млн. курдов, большинство из которых живет на юго-востоке, могут создать собственное государство.
Минувшим летом две курдские фракции северного Ирака урегулировали свои отношения. Это подкрепило подозрения Анкары в том, что Америка тайно предложила курдам независимость в обмен на поддержку.
Правительство Турции считает, что, если курды захватят бывшие города Оттоманской империи Киркук и Мосул, нефтяные месторождения, расположенные в этом регионе, повысят уровень их политических притязаний.
Члены правительства и генералы в отставке предлагают захватить города северного Ирака после того, как начнутся военные действия.
Партии правого крыла призывают в качестве предупредительной меры захватить нефтяные месторождения. Другие говорят, что в результате может разразиться кризис, подобный кипрскому.
Хошар Зебари, отвечающий за международные отношения в Курдской демократической партии, вел переговоры с правительством Анкары. Он сказал: "Эсевит и Джиллер стараются превзойти друг друга в националистических заявлениях о нанесении удара по курдам на севере Ирака. Мы четко дали понять, что выступаем против одностороннего вмешательства со стороны Турции. Народ будет против".
Эсевит, лидер Демократической левой партии, не очень удачно провел предвыборную кампанию. Мало кто ожидает, что его партия сможет предолеть десятипроцентный барьер и будет представлена в парламенте.
Курдским организациям Турции тоже не удается преодолеть эту планку. Чтобы повысить свои шансы на успех, "Хадеп", главная курдская партия, объединилась с двумя небольшими организациями левого крыла.
Эта тенденция беспокоит власти. Более чем 20 членам партии запрещено выставлять свои кандидатуры на выборы.
Вице-президент "Хадепа" Кемал Позоз сказал: "Правителей Турции интересуют нефтяные области. Курды в Ираке хотят создать федеральное государство. Мы просто хотим, чтобы были защищены наши основные права, чтобы дети могли получать образование на курдском языке".
По его словам, популярность партии растет. На прошлой неделе как минимум 300 000 человек, по большей части курды, которые были вынуждены покинуть свои деревни на юго-востоке страны, приняли участие в предвыборной демонстрации.
"Возможно, в душе каждый курд мечтает о независимом государстве, - говорит Позоз, - но мы требуем защиты наших прав в Турции".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях