Статьи по дате

Financial Times | 1 ноября 2005 г.

Резолюция ООН о гибели Харири угрожает столпам сирийского режима

Марк Тернер и Ферри Бидерманн

Вчера министры иностранных дел стран, входящих в Совет Безопасности ООН, единогласно выступили за меры, угрожающие столпам сирийского режима, потребовав взять под стражу всех подозреваемых в подготовке февральского убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири.

Международное расследование, продленное как минимум до середины декабря, в октябре пришло к выводу, что убийство не могло произойти без поддержки высокопоставленных сирийских чиновников.

В проекте доклада, впоследствии отредактированном для публикации, приводились показания очевидца, дающие основания полагать, что брат и муж сестры сирийского президента Башара Асада причастны к убийству, хотя ни один из них формально не назван подозреваемым.

Вчерашняя резолюция, принятая в соответствии с положениями главы 7 Хартии ООН, предупредила, что, если Сирия не начнет сотрудничать со следствием, СБ может, в случае необходимости, "рассмотреть следующие шаги".

В ней отмечалось, что до настоящего времени Сирия сотрудничала "формально, но не по существу" и несколько сирийских чиновников пытались ввести следователей в заблуждение. Чтобы добиться поддержки со стороны России и других стран, из франко-американского текста, одобренного Британией, была исключена угроза экономическими санкциями в соответствии со статьей 41 Хартии ООН.

Госсекретарь США Кондолиза Райс, тем не менее, предупредила, что неподчинение требованиям ООН приведет к "серьезным последствиям со стороны мирового сообщества".

Министр иностранных дел Британии Джек Стро заявил, что убийство наводит на мысль о существовании "людей, а возможно, и стран, готовых решать политические проблемы, прибегая к средневековой практике политических убийств. ООН был бы нанесен серьезный урон, если бы мы смотрели на подобные методы сквозь пальцы".

Резолюция дает Детлеву Мехлису, немецкому прокурору, возглавляющему комиссию по расследованию, право назвать имена подозреваемых, которым будут запрещены поездки за границу, а их активы будут заморожены, хотя на такие меры должен дать согласие один из комитетов СБ. Резолюция дает ему важные полномочия на ведение расследования в Сирии, включая "доступ ко всем документам, свидетельским показаниям и вещественным доказательствам", которые ему потребуются.

Возникают некоторые аналогии с Гансом Бликсом и оружейными инспекторами ООН, которые в 2002 году расследовали иракскую оружейную программу. Секретариат ООН ранее выражал недовольство по поводу того, что он превращается в своего рода ближневосточный следственный орган.

По настоянию России и других стран комитет СБ теперь будет регистрировать всех подозреваемых и одобрять все исключения в случае введения мер. Угроза санкций, содержавшаяся в предыдущем проекте, вызвала возражения России, Китая и Алжира, выступивших против отказа от презумпции невиновности и перевода расследования в политическую плоскость.

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил: "Совет Безопасности не является следственным органом, и было бы неправильно смешивать юридическое расследование с международными отношениями".

Вчерашняя реакция Сирии на резолюцию ООН была встревоженной. "Упоминалось в ней о санкциях или нет, с моей точки зрения, не имеет значения, - заявил Марван Кабалан, политический аналитик из Университета Дамаска. - Мы находимся в центре внимания Совета Безопасности, и это важно".

Многие в Дамаске считают единогласное принятие резолюции признаком того, что США удалось добиться международной поддержки своей политики в отношении Сирии, отметил Кабалан. По его мнению, резолюция "может заставить Сирию сотрудничать", так как теперь правительство понимает серьезность ситуации. Джордж Джаббур, сирийский парламентарий, близкий к правительству, заявил, что резолюция оказалась "враждебнее", чем ожидалось.

Зарубежный дипломат назвал настроения многих сирийцев "граничащими с паникой". Он добавил, что правительство демонстрирует некоторые признаки готовности сотрудничать с международным расследованием, сформировав собственную следственную комиссию.

Но среди оппозиционеров в жестко контролируемой стране реакция была критичной по отношению к правительству.

Писатель и бывший политзаключенный Яссин Хадж Салех заявил, что рад тому, что Совет Безопасности не ввел санкции в настоящий момент. "Санкции дали бы им предлог говорить, что режим и народ - это одно и то же, а дело обстоит совсем не так".

Хадж Салех скептически отнесся к созданию правительственной комиссии по расследованию. Он сказал, что ни у одного сирийского судьи не хватит смелости прислать повестку родственнику президента Асада.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru