Frankfurter Rundschau | 1 ноября 2006 г.
Много газа, мало демократии
Карл Гробе
Федеральный министр Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ) напомнил о необходимости демократических реформ в центральноазиатских государствах. Сейчас он совершает поездку по пяти государствам региона
В столице Казахстана Астане Штайнмайер заявил, что наиболее желательными были бы "дальнейшие преобразования" в сфере демократии и защиты прав человека. Курс на реформы - это вклад в будущее стран, который бы он также хотел видеть и в других государствах региона. В 2004 году, на прошедших в Казахстане парламентских выборах, которые, по мнению западных наблюдателей, не соответствовали международному стандарту, только Алихан Байменов был единственным депутатом от оппозиционной партии, получившим место в парламенте. На президентских выборах 2005 года, которые также критиковались наблюдателями, Байменову не удалось одержать победу над президентом Нурсултаном Назарбаевым, получившим 91% голосов избирателей.
Дочь Назарбаева Дарига, богатая предпринимательница, возглавляющая местную партию "Асар", объединила ее недавно с президентской партией "Отан". Таким образом, пропрезидентские настроения сейчас наблюдаются у двух третей всех парламентариев. Между тем одна из предпринимательских групп, близкая президентской семье, готовит в настоящее время проект создания новой партии.
К желанию казахского правительства видеть Казахстан в 2009 году председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Штайнмайер отнесся достаточно сдержанно, похвалив при этом темпы экономического роста в стране.
Казахстан является одним из основателей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая была создана в 1997 году в противовес растущему влиянию США в Центральной Азии. В ШОС также входят другие центральноазиатские страны: Узбекистан, Таджикистан и Киргизия, которых называют "волчатами". Главными членами ШОС являются Россия ("старый медведь") и Китай ("большой дракон"). Иран, Индия и Монголия имеют в организации статус наблюдателей.
В прошлом году ШОС просила США освободить занимаемые ими в связи с войной в Афганистане базы в Узбекистане и Киргизии. Однако Киргизия заявила о возможности дальнейшего американского присутствия на своей территории. Узбекистан между тем закрыл американскую базу "Ханабад", разрешив при этом Германии использовать ее в разведывательных целях в соответствии с мандатом международной операции в Афганистане. Россия, в свою очередь, усилила присутствие в данном регионе.
Во всех четырех региональных государствах-членах ШОС, по мнению международных наблюдателей, существует дефицит демократических традиций, но в Казахстане и Киргизии ситуация обстоит несколько лучше. В Узбекистане, где в среду начинается визит Штайнмайера, бывшему президенту Исламу Каримову удалось установить диктаторский режим. В Таджикистане переизбрание президента Эмомали Рахмонова на выборах 6 ноября 2006 года, после того как Исламская партия Возрождения, единственная допущенная до выборов, сняла своего кандидата, чтобы избежать подозрений в распространении радикальных исламских идей, считается уже свершившимся фактом.
В Туркмении, которая не является членом ШОС, царит деспотизм и абсолютизм Туркменбаши Ниязова.
В Киргизии в прошлом году был свергнут в ходе народного восстания президент Аскар Акаев. С целью нивелировать подобные народные выступления в будущем, все пять стран региона приняли решение в дальнейшем укреплять "вертикаль власти", опираясь в этом на российский опыт.
В мировой экономике Центральноазиатский регион известен благодаря своим большим запасам природного газа, нефти, металлов. Американские концерны и китайские государственные предприятия активнее всех остальных компаний ведут разработку месторождений в Казахстане. Туркмения проводит стратегию прямого маркетинга в отношении имеющихся у нее запасов природного газа. Однако ни у одного государства Центральной Азии нет выхода к морю, поэтому всем пятерым для транспортировки своих ресурсов приходится использовать бывшие советские, ныне российские трубопроводы.
Между тем Казахстан проложил трубопровод в Китай, а Узбекистан и Туркменистан высказывают свою заинтересованность в возможностях трансферта ресурсов через Иран или же Афганистан и Пакистан.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях