Financial Times | 1 октября 2001 г.
Россия оказывается перед дилеммой: продавать или нет оружие Ирану
Роберт Коттрел
Ожидается, что сегодня в Москву прибудет министр обороны Ирана Али Шамхани для проведения переговоров о закупках вооружений.
Визит наглядно демонстрирует противоречивость позиции России, которая хочет, чтобы к ней относились как к равноправному партнеру в "войне против терроризма", которую ведут США, одновременно поддерживая традиционно дружеские отношения с арабским миром.
США считают Иран "государством-изгоем" и выступают против российских поставок оружия и ядерных технологий этой стране. "Мы придаем чрезвычайно большое значение вопросу о причастности России к распространению", - предупредил представитель госдепартамента США Джон Болтон во время визита в Москву 17 сентября.
Однако вчера, по сообщению российских информационных агентств, министерство обороны России назвало Иран конструктивной силой, способствующей обеспечению стабильности и безопасности на Ближнем Востоке. По словам российских официальных лиц, Запад должен оценить враждебное отношение Ирана к режиму талибов в Афганистане.
В 1985 году Россия по просьбе США приостановила продажи оружия Ирану, но в прошлом году объявила, что мораторий истекает.
По оценке экспертов, продажа оружия Ирану может приносить российским экспортерам вооружений примерно 300 млн. долларов в год. Россия надеется также заключить контракт о строительстве в Иране второго ядерного реактора после того, как будет завершено строительство первого (оно ведется в Бушере).
Россия настаивает на том, что она намерена поставлять Ирану лишь оборонительные вооружения, возможно, включая системы ПРО, которые могут быть использованы в Бушере. Однако эксперты полагают, что Россия может поставить также Ирану ракеты, способные поставить под угрозу судоходство в Персидском заливе.
Усилия по сближению с Ираном начали предприниматься вскоре после прихода к власти в России президента Владимира Путина. Однако в последние месяцы улучшение отношений России с США и Израилем поставило Москву в сложное положение, когда ей приходится балансировать.
Первоначально визит Шамхани был запланирован на 4 сентября, однако затем был отложен, поскольку иранский министр мог пересечься в Москве с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном.
США относятся с недоверием и к тесным отношениям России с Ираком. В субботу Ирак заявил, что Россия является крупнейшим торговым партнером Ирака в рамках программы ООН "нефть в обмен на продовольствие"; сумма контрактов в этом году оценивается в 1,3 млрд. долларов. Кроме того, вчера Ирак заявил о своем намерении предоставить российским компаниям возможность заключить инвестиционные контракты стоимостью около 40 млрд. долларов, как только будут отменены санкции против Ирака.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях