The Times | 1 октября 2007 г.
Блоггеры рисковали всем, чтобы разоблачить жестокие репрессии в Мьянме
Кеннет Денби
Все компьютерные фанаты с виду похожи друг на друга. Ко Латт и его четверо друзей органично смотрелись бы в любом интернет-кафе мира: у них худые руки и длинные волосы, они носят футболки темных оттенков и скрываются под шуточными никнеймами. Но мало кто из компьютерных фанатов подвергался такой опасности, которая угрожает этим пятерым на протяжении последних несколько недель, и немногие достигли таких успехов в благородном и опасном деле.
В сентябре 28-летний Ко Латт и его друзья Arca, Eye, Sun и Superman, а также многие им подобные стали третьей опорой происходящей в Мьянме "шафрановой революции". Десятки тысяч ветеранов демократического движения и буддистских монахов участвовали в акциях протеста против военного режима. Тем временем именно блоггеры-любители и энтузиасты-компьютерщики доносили информацию об этих событиях до остального мира.
Вооруженные миниатюрными видеокамерами, они зафиксировали очевидный рост количества демонстрантов - с нескольких сотен до 100 тыс. В своих сетевых журналах они в словах и фотографиях запечатлели кровавые репрессии режима. Оставшихся в городе иностранных журналистов можно пересчитать по пальцам, да и те работают в тайне. При помощи программного обеспечения им удавалось скрываться от властей, которые все более отчаянно старались помешать их работе. Теперь режим добрался и до блоггеров. Власти не смогли удержать кибер-оппозицию от распространения информации по всему миру, поэтому они просто отключили интернет.
Теперь Ко Латт и его товарищи-блоггеры оставили свои клавиатуры и ушли в подполье. Каждую ночь эти люди проводят в разных местах. Они выжидают и пытаются понять: демократическое движение в самом деле сломлено или всего лишь временно сковано? "Пока на улицах было горячо, мы не были для них основной проблемой, - говорит Ко Латт. - Но по мере того, как ситуация успокаивается, они начинают нас преследовать. Они знают, кто мы такие, они знают, что мы блоггеры. Мне страшно".
Вести сетевой журнал в Мьянме было трудно и в лучшие времена. В характерной параноидальной манере правительство контролировало и отслеживало каждый аспект процесса, начиная от лицензирования компьютеров и заканчивая распределением аккаунтов через подконтрольных государству провайдеров. Вот почему ведение политического дневника так опасно в этой стране: через аккаунт военная разведка может без особого труда выяснить имя блоггера и его адрес.
Тем не менее Рангун и Мандалай, два крупнейших города Мьянмы, пережили бум интернет-кафе и блогов, которые изначально не носили оппозиционного характера. "Я хотел рассказать людям о своей жизни, о новостях, о публикациях, которые меня заинтересовали, - говорит Superman. - За это я люблю блог. В интернете я живу второй жизнью".
В сентябре внезапно случился резкий скачок цен на топливо и товары первой необходимости. Вскоре последовали первые, относительно небольшие демонстрации. В тот момент многие из компьютерных фанатов осознали, что "в блоге можно писать о чем угодно", как говорит Superman.
Политические преследования стали реальностью и сильно затруднили жизнь. Одна из девушек-блоггеров, которая разместила в своем журнале фотографию демонстрации, была арестована и подверглась допросам, а ее компьютер конфисковали.
Находясь внутри страны, они могли излагать свои мысли в дневниках лишь прибегая к иносказаниям. Так, блоггер, скрывающийся под ником Sun, публиковал выдержки из известного сочинения, посвященного периоду японской оккупации Мьянмы во время Второй мировой войны, в котором содержатся многочисленные наблюдения на тему того, как сохранить собственное достоинство в условиях жестокого режима.
"Все понимают, о чем идет речь, - говорит мьянмский блоггер. - Мы оставляли записи о происходящем в данный момент, о жестокостях и зверствах наших властей". Даже эти скромные комментарии привлекали грандиозное внимание. В среднем количество ежедневных посещений таких страниц за несколько дней выросло с 100 до более чем 1000.
Лучшие материалы - цифровые фотографии и видео марширующих монахов, наступающих солдат и их дубинок - посылались за пределы страны.
В частности, один из находящихся за пределами страны блоггеров, Ко Хтайк, который, по слухам, учится в одном из вузов Лондона, пользуется значительным интересом. Он собрал множество фотографий и и свидетельств очевидцев, которые затем разместил на своем сайте (www.ko-htike.blogspot.com).
Тот, кто направляет камеру на наступающих солдат, может лишиться жизни: в прошлый четверг был застрелен Кенжи Нагай, японский фоторепортер. Следующая задача - отправить файлы через мучительно медленное интернет-соединение. На помощь пришли бесплатные онлайн-сервисы - такие, как SEND6, который позволяет сжимать большие файлы в архивы меньшего размера, и Your Freedom, который помогает обходить установленные властями блоки и брандмауэры.
В ответ режим сначала заблокировал некоторые из мьянмских блогов, а в прошлую среду прекратил доступ ко всем интернет-журналам. Но сайты, расположенные на зарубежных серверах, оказались недоступны для властей Мьянмы, поэтому в пятницу они полностью отключили интернет. Теперь электронное письмо можно отправить только в пределах Мьянмы, и пользователям доступны лишь официальные сайты.
Единственный выход из этой ситуации - воспользоваться диал-ап соединением через зарубежных провайдеров, но высокая стоимость международной связи делает это невозможным. Говоря словами Superman, "Мьянма как-будто оказалась в каменном веке".
Блоггеры держались до последнего. Если героям "шафрановой революции" когда-нибудь установят памятник, его обязательным элементом должна стать фигура тощего парня в футболке и очках с толстыми линзами, склонившегося над компьютером и цифровой видеокамерой.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях