Frankfurter Rundschau | 1 октября 2008 г.
"В планы Северной Кореи никогда не входил отказ от ядерного оружия"
Бернгард Барч
Интервью с Андреем Ланковым, профессором Народного университета в Сеуле. Специалист по Северной Корее из России - один из немногих иностранцев, которые в течение многих лет жили и учились в Пхеньяне
- Процесс ядерного разоружения в Северной Корее грозит окончиться провалом. Нарушит ли Ким Чен Ир обещание передать свою ядерную программу под международный контроль?
- В планы Ким Чен Ира никогда не входил отказ от ядерного оружия. А, собственно, почему он должен от него отказываться? Он от этого ничего не выиграет, а вот проиграет точно.
- В рамках соглашения о разоружении, которое Северная Корея заключила в феврале 2007 года на шестисторонних переговорах с США, Китаем, Южной Кореей, Россией и Японией, страна должна получить огромную помощь в виде гуманитарных поставок. Речь идет о миллионе тонн сырой нефти.
- Северокорейский лидер слишком хитер для того, чтобы дать провести себя при помощи этой одноразовой выплаты. А пока у него есть оружие, он сможет в любой момент потребовать у мира очередную порцию гуманитарной помощи. Он ловко пользуется этим уже много лет. В этой связи соглашение не было хорошей идеей, поскольку оно еще раз доказало Северной Корее, насколько фантастично действует ядерный шантаж.
- Что следовало бы предложить Северной Корее или как угрожать, чтобы она отказалась от ядерного оружия?
- В настоящий момент у мирового сообщества нет рычага, при помощи которого можно было бы повлиять на Пхеньян или надавить на него. Жители Северной Кореи очень боятся нападения со стороны США и после войны в Ираке и Афганистане потеряли последнее доверие к гарантиям безопасности, о которых говорит Вашингтон. Поэтому они считают, что ядерное оружие необходимо для их защиты. Кроме того, ядерное оружие служит и пропаганде внутри страны: ядерные испытания 2006 года стали одним из многих достижений, которые правительство Кима может предъявить и при помощи которого может обосновать, почему народ вынужден переживать столько горя и так голодать: все это жертвы в борьбе с империалистическими агрессорами.
- Но почему тогда в июне Северная Корея пошла на уступки и уничтожила реактор в Йонбене?
- Поскольку в результате этого стало возможным выжать новую помощь. При этом масштабы уступки были гораздо меньше, чем казалось: Северной Корее этот реактор был больше не нужен. У Ким Чен Ира, по разным оценкам, 10 ядерных боеголовок - это все, что ему необходимо для реализации его целей.
- Но имеет ли вообще смысл в этих обстоятельствах продолжать шестисторонние переговоры в Пекине, целью которых и является разрешение конфликта вокруг ядерного оружия?
- Пока режим находится у власти, эти переговоры, скорее всего, не приведут к какому-либо результату, но тем не менее будут продолжаться. Так, по крайней мере, удастся оставаться в контакте и можно прибегнуть к отлаженному механизму, если дело дойдет до настоящего кризиса в Северной Корее.
- Сможет ли смена главы Белого дома привести к подвижкам в мирном процессе?
- Думаю, Ким хочет, чтобы победил Маккейн. От него он, в конце концов, может ждать того, чтобы тот подтвердил то, что жители Северной Кореи узнают об американцах еще в начальной школе: то, что они угрожают, ругаются и оскорбляют. Несомненно, северокорейское руководство можно по праву назвать кровососущими диктаторами, но должен ли президент США повторять это каждый день? Возможно, хватит уже того, что он об этом не забудет.
- Барак Обама, напротив, заявил о том, что будет делать ставки больше на дипломатию и вовлеченность. Может ли он таким образом указать Северной Корее путь, который выведет ее из изоляции?
- Вовлеченность - определенно самый лучший путь, пока на это не возлагается ошибочных ожиданий: подобной политикой влияние оказывается не на сам режим, а на общество, в надежде на то, что оно само сменит свое правительство. А для этого потребуется еще много времени.
- Сможет ли нынешнее северокорейское руководство удержаться у власти и после смерти Ким Чен Ира?
- На такие темы можно лишь рассуждать, поскольку о происходящем внутри государственного аппарата мы знаем ничтожно мало. В этой связи мы не должны слишком серьезно относиться ко всем сообщениям о возможной болезни Ким Чен Ира, ведь, если верить всей поступающей информации, Ким Чен Ир уже раз 50 умирал, но до сих пор ни разу это не подтверждалось.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях