Financial Times | 1 сентября 2004 г.
Игры Коидзуми с Северными территориями только обострят проблему
Дэвид Пиллинг
81-летний Тосио Коидзуми, слабый старик с хрипящим кашлем, показывает старую почтовую открытку, возможно, одну из немногих в Японии, на обратной стороне которой написан текст на русском языке.
До 1945 года Коидзуми жил на одном из четырех северных японских островов, захваченных Москвой в самом конце Второй мировой войны.
Когда Коидзуми исполнился 21 год, его семья была вынуждена собрать вещи и присоединиться к колонне побежденных соотечественников, готовящихся к депортации на основную территорию страны. И большую часть своей жизни Коидзуми посвятил борьбе за возвращение родной земли.
Тосио Коидзуми не имеет никакого отношения к премьер-министру Дзюнъитиро Коидзуми, который завтра планирует произвести "осмотр" спорных островов с патрульного судна береговой службы. У старика до сих пор сохранились яркие воспоминания о красоте острова Сикотан (Шикотан), входящего в состав архипелага, который русские называют Южными Курилами, а японцы - Северными территориями. "В отличие от соседних островов, на Сикотане нет ни змей, ни бурых медведей. Его жители всегда имели хорошие заработки. Они занимались ловлей голубого кита, краба, лосося, форели и сбором морской капусты и водорослей", - вспоминает Коидзуми.
"Я стар, но еще должен жить, чтобы когда-нибудь вернуться в родные места", - продолжает старик, перелистывая список имен 8460 бывших жителей острова, многие из которых еще живут и их средний возраст составляет 71 год. Спор о возвращении северных островов, которые теперь стали родным домом для 15 тыс. русских, далеко выходит за рамки местных разногласий. По причине этого спора Россия и Япония не подписывают мирный договор, который официально положил бы конец конфронтации между двумя странами времен Второй мировой войны.
"Мы - близкие соседи, но эта проблема препятствует развитию наших отношений", - говорит Виктор Середа, депутат местной Думы Сахалина, - острова на российском Дальнем Востоке, с которого осуществляется административное управление Южными Курилами.
Премьер-министр Японии, известный своими спонтанными "всплесками" национализма, выбрал самый неподходящий момент для "осмотра" северных островов и рискует вызывать гнев Москвы, подплывая так близко к российской территории. Иван Павлович Малахов, губернатор Сахалина, с усмешкой замечает: "Подобный осмотр может проводиться только главой государства, которому принадлежат острова. В данном случае это Владимир Путин, президент России".
Со времен аннексии северных островов российско-японские отношения никогда не улучшались. Вкладывая огромные инвестиции в разработку энергоресурсов на Сахалине, Япония стала самым крупным и фактически единственным инвестором на российском Дальнем Востоке - в регионе, экономику которого Москва так сильно хочет развивать. Концерны "Мицубиси" и "Мицуи" владеют 45% акций консорциума, ведущего добычу нефти на Сахалинском шельфе. Они инвестируют свыше 10 млрд долларов в проект по добыче нефти и сжиженного газа, который является самым крупным проектом подобного рода в мире. Японские корпорации подписали долгосрочные контракты на получение 3,4 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год. Кроме того, Токио вкладывает большие инвестиции в другой сахалинский проект, который возглавляет американская корпорация Exxon-Mobil.
Торговля между двумя странами постепенно начинает развиваться. В 2003 году объем отгрузки товаров из России вырос на 31% , а объем экспортных поставок в Россию возрос до 72%. Москва рассматривает проект строительства нефтепровода до порта Находка стоимостью в 10 млрд долларов, который существенно облегчит доставку российской нефти в Японию с материка. Токио может помочь профинансировать этот проект.
"Набег" японского премьер-министра на северные острова похож на дипломатическую азартную игру, при помощи которой он намеревается пробить брешь в 60-летним тупике по вопросу о спорных территориях. Путин планирует посетить Токио в начале следующего года, чтобы отметить 150-ю годовщину установления дипломатических отношений между Россией и Японией. Нет сомнения, что этот визит будет сопровождаться большим волнением японских деловых кругов. Токио желает, чтобы президент Путин прибыл в Японию с хорошими новостями относительно северных островов.
"Однако увязывать развитие делового сотрудничества с решением проблемы спорных территорий довольно опасно, - подчеркивает Середа. - Мы считаем эти острова территорией России и не изменим свою позицию. Да, мы очень нуждаемся в японских инвестициях, но при этом с японской стороны не должно быть никакого политического давления. Мы не должны смешивать экономические проблемы с политикой".
Владимир Михайлович, редактор местной газеты "Советский Сахалин", даже не допускает мысли о том, что Путин будет торговать российским суверенитетом над островами ради получения японских инвестиций. "Если Путин отдаст острова, он похоронит свою политическую карьеру", - подчеркивает он.
Век старого Тосио Коидзуми, председателя Лиги жителей Курильских островов и островов Хабомаи, подходит к концу. И все же он не оставляет надежду, что когда-нибудь русские и японцы будут вместе жить на этих островах. "Только ради этого я и живу", - говорит он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях