Tagesspiegel | 1 сентября 2004 г.
Трагедия пришла позднее
Эльке Виндиш
По крайней мере 10 погибших и более 30 раненых. Таков был первый итог теракта произошедшего вечером во вторник в Москве у станции метро "Рижская". Он произошел через неделю после двух авиакатастроф и почти восемь часов после окончания саммита в Сочи, где его хозяин Владимир Путин принимал Герхарда Шредера и Жака Ширака. Одно из главных мест на повестке дня этого саммита занимала как раз совместная борьба с международным терроризмом.
Повод для этого был. Ширак прилетел в Сочи лишь во вторник утром из-за истории с похищением двух французских журналистов, а Путин на пресс-конференции говорил о связях чеченских экстремистов с "Аль-Каидой", которая, возможно, причастна и к крушению двух самолетов. В пользу этого предположения говорит тот факт, что самолеты, аналогично терактам 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, обрушились с разницей в несколько минут.
Менее убедительно звучало то, что Путин и его гости говорили по поводу якобы идущего мирного процесса в Чечне. Путин заявил, что никто силой не может человека притащить к избирательной урне. По его словам, высокая явка на воскресных выборах свидетельствует о том, что подавляющее большинство людей хотят активно участвовать в восстановлении. Голосование проходило в строгом соответствии с российской и чеченской конституцией, и ни один "серьезный человек" не обнаружил значительных нарушений или манипуляций.
Однако еще в понедельник на русской службе "Радио Свобода" выступили очевидцы, которые наблюдали обратное. Накануне съемочная группа ВВС на одном из предвыборных участков заметила лишь "пару избирателей".
Канцлер Шредер по поводу вызывающего много вопросом голосования сказал: "Насколько я могу видеть, ощутимых помех выборам не было".
Критика, судя по всему, будет ограниченной. Канцлер, представление которого о России итак уже довольно часто существенно отличалось от представления российских демократов и международных правозащитных организаций, в будущем, наверное, будет еще более сдержанным в критике своего друга Владимира. Причина в том, что Россия значительно увеличит экспорт нефти, чтобы стабилизировать мировой рынок. Это Путин обещал своим гостям во вторник. Кроме того, он обещал больше прозрачности в экономике, чтоб улучшить инвестиционных климат, что порадует, главным образом, ориентирующиеся за экспорт германские компании.
Французский президент, который до сих пор был самым резким критиком российской политики на Кавказе, тоже, наверное, по этой причине, был во вторник немногословен.
Однако это может стать неправильным сигналом. Условием для стабильности российского экспорта нефти, по мнению экспертов, является внутриполитическая стабильность. Однако ее псевдорешением чеченской проблемы не получить. Об этом говорит и последний теракт.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях