The Moscow Times | 1 сентября 2004 г.
Память погибших почтили часами лжи
Юлия Латынина
24 августа в Тульской и Ростовской областях разбились два самолета, на борту которых погибло 90 человек. Федеральная служба безопасности поняла, что вина за катастрофы лежит на террористах, только в пятницу.
В каждом из самолетов находилось по чеченке, которых никто не ждал в Волгограде и Сочи, куда направлялись самолеты. ФСБ должна была сразу же получить списки пассажиров. Наземные службы получили предупреждение о захвате с самолета, летевшего в Сочи. Очевидцы в деревне Бучалки говорили о взрыве в воздухе. Хвосты самолетов упали раньше фюзеляжей, что бывает только при взрыве. Американские эксперты первыми назвали причиной катастроф терроризм. Тем временем российские власти рассказывали родственникам погибших, что они не получат страховок, если в катастрофах повинны террористы.
В среду государственный телеканал "Россия" начал выпуск новостей в восемь часов утра с сюжета не о катастрофах, а о внеочередном совещании президента Владимира Путина с правительственными чиновниками. Путин ничего не сказал о терактах. Генеральный прокурор Владимир Устинов заверил президента в том, что его ведомство не исключает никакие версии, в том числе террористическую.
Глядя на унылое лицо Путина, я думала о 22 июня 1941 года, когда Германия вторглась в СССР. Генералиссимус Сталин отдал приказ уничтожить противника, но без разрешения не пересекать границу. Затем он на несколько дней уехал на дачу и замолчал.
Сталин не мог понять, что созданная им картина мира, в которой Гитлер не нападет, рухнула. Казалось, что Путин точно так же не может примириться с фактами. В результате вся цепочка командования застыла, не имея понятия, что говорить.
В последнее время СМИ растягивают реальность, как резиновую ленту. Убили Ахмада Кадырова? Мирный процесс в Чечне невозможно остановить. Чеченские боевики убили милиционеров в Ингушетии? Попытка захватить Назрань отбита.
Два самолета были взорваны за четыре дня до президентских выборов в Чечне и на следующий день после дня рождения покойного Ахмада Кадырова. Была открыта мемориальная доска в честь Кадырова. Путин присутствовал на церемонии в родном селе Кадырова, где Рамзан Кадыров попросил президента оставлять выручку от продажи чеченской нефти в республиканском бюджете - в нарушение федерального законодательства. Рейду на Грозный, такого же масштаба, что и недавний рейд на Назрань, было уделено очень мало внимания.
Но тут упали самолеты. Замолчать эту историю было невозможно.
Обещание властей расследовать все версии, которое они повторяли два дня, было оскорблением погибших. Точно так же мемориальная доска и улица, названная в честь Ахмада Кадырова были оскорблением всех российских солдат, погибших на первой чеченской войне. Почему нет улиц, названных именами солдат, отдавших жизни на этой войне, но есть улица, названная именем человека, который способствовал их гибели? Действительно ли Ахмад Кадыров - единственный герой войны в Чечне? В таком случае, почему нет улицы Шамиля Басаева? В конце концов, они воевали вместе.
Кремлю нужно, чтобы "мирный процесс" в Чечне продолжался. А во время "мирного процесса" терактов не бывает.
На Олимпиаде в Афинах память жертв катастроф самолетов почтили минутой молчания, на родине - часами лжи.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях