The Guardian | 1 сентября 2005 г.
Смерть на Тигре
Редакция
Вряд ли кто-то будет отрицать, что в последние месяцы мы уже устали сочувствовать Ираку: на наших телеэкранах появлялось одно зверство за другим, и каждая новая резня превосходила предыдущую кровавой картиной оторванных конечностей, безутешных взрослых и травмированных детей. Западные телезрители видели гораздо больше последствий джихадистских терактов-самоубийств, чем американских авиаударов, однако скандальная неспособность сил коалиции сосчитать количество жертв среди иракцев под хлипким предлогом, что теперь это задача иракского правительства, указывает на бессердечность и на то, что жизни одних ценятся больше, чем жизни других.
Вчерашняя катастрофа на мосту в Багдаде попадает в отдельную ужасную категорию: фатальный сплав стихии и человеческого фактора. Ситуация была естественной в том плане, что паникующие люди всегда склонны к бегству под воздействием стадного инстинкта - и на футбольных матчах в безопасных странах Запада, и во время массовых религиозных церемоний в развивающихся странах.
Вряд ли вызывает удивление, что некоторые поспешили обвинить в гибели более 700 человек "террористов и сторонников Саддама Хусейна". Действительно, одна суннитская группировка взяла на себя ответственность за минометный обстрел, в результате которого погибли 16 "отступников" в мечети в Казымии (вблизи гробницы имама Мусы аль-Казыма. - Прим. ред.), и, возможно, они могли спровоцировать начало паники. По многочисленным свидетельствам, массовый страх породили слухи о террористе-самоубийце, находящемся в толпе. Другие жаловались на плохую организацию мер безопасности во время мероприятия и на чудовищную толпу на мосту.
Горький опыт Кербелы, Неджефа и Мосула, да и Багдада тоже, заставляет мусульман-шиитов остро осознавать, что они являются мишенями в мечетях или во время похоронных процессий. Миллион пилигримов, пересекающих Тигр, чтобы почтить мученичество имама XVIII века Мусы аль-Казыма, были соблазнительным объектом для нападения. При этом шиитские лидеры постоянно призывают к массовому сбору единоверцев - для демонстрации мощи их общины.
Самой тревожной чертой продолжающейся в Ираке резни является готовность суннитов - и доморощенных мятежников, и иностранных боевиков - идти на риск развязывания гражданской войны в стране, где с 1920-х годов правящее меньшинство презирало шиитов, которые впервые почувствовали вкус власти после падения партии "Баас". Странно, но, пока власти осознавали страшное известие о количестве жертв, официальный представитель настаивал на том, что это был ужасный несчастный случай, а не "сектантская атака". Возможно, последствия убийства такого огромного масштаба слишком ужасны, чтобы быть адекватно оцененными даже закаленными иракцами.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях