Статьи по дате

Le Nouvel Observateur | 1 сентября 2005 г.

Старые демоны Польши

К. С. Кароль

Это было в Гданьске 25 лет назад, 31 августа 1980 года. 36-летний рабочий Лех Валенса, католик с пышными усами, давал путевку в жизнь первому независимому профсоюзу за железным занавесом. Девять лет спустя, летом 1989 года, в Варшаве появилось на свет первое в истории советского блока некоммунистическое правительство. Еще через несколько месяцев ненавистный для Советов электрик из Гданьска, друг Папы Иоанна Павла II, стал первым за все послевоенные годы демократически избранным президентом. Хотя эпопея "Солидарности" отныне является частью истории Польши, поляки довольно угрюмо встретили этот юбилей за несколько недель до выборов, которые должны обозначить новый поворот в жизни страны.

Сегодня герои "Солидарности" сталкиваются со сплошными разочарованиями: вчера в профсоюзе состояло 10 млн человек, сейчас их не наберется и 800 тысяч. В "Солидарности" видят виновника чуть ли не всех бед Польши - от закрытия предприятий до роста безработицы, которая является уделом 18% населения, а в северных (бывших немецких) областях - 40%.

Большинство бывших руководителей профсоюза, начиная с Тадеуша Мазовецкого, главы первого некоммунистического правительства (1989-1991), признают, что они ошибались. Переход от социализма к капитализму следовало осуществлять медленнее, не совершая насилия над обществом. Забыв об этом правиле, Польша стала страной, где меньшинство живет богато, а массы рабочих получают мизерную зарплату. Именно этим была вызвана волна недовольства, которая в 1995 году смела президента Валенсу и привела к власти посткоммуниста Александра Квасьневского. За десять лет социальная ситуация мало изменилась к лучшему. Хотя иностранные инвестиции улучшили положение в экономике, это не выразилось ни в повышении доходов, ни в снижении безработицы.

Вот в такой напряженной атмосфере поляки готовятся 25 сентября избрать новый парламент, а 9 октября - нового президента. За несколько недель до выборов результаты опросов не оставляют сомнений: в гонке опережают правые. Ситуацией могут воспользоваться два человека. Первый из них, мэр Варшавы Лех Качиньский, говорит о морали и традиции - старых демонах Польши. Это евроскептик, сторонник смертной казни. И пусть в Париже или Берлине делают недовольное лицо! В случае избрания главой государства он мог бы доверить пост премьер-министра своему брату Ярославу, консерватору, с недоверием - как и он сам - относящемуся к европейскому строительству.

Его соперник, правоцентрист Дональд Туск, выступает за более либеральную экономическую политику. Он сделал себе имя, участвуя в парламентской комиссии по борьбе с коррупцией и постоянно нападая на тогдашнего премьер-министра Лешека Миллера. Последнему пришлось уйти в отставку, хотя комиссия так и не пришла к какому-то конкретному результату.

Ставшая популярной в результате серии политико-финансовых скандалов, получивших широкое освещение в прессе, борьба с коррупцией фигурирует в программах обоих кандидатов. На ней будет строить свою кампанию и популист Анджей Леппер, лидер небольшой Партии самообороны, которая может преподнести сюрприз.

Еще две вещи разжигают сегодня страсти в Польше: это поиски бывших коммунистических агентов (истории сорокалетней давности то и дело выплывают на свет, давая повод к политическим манипуляциям) и претензии к России. Польша гордится той ролью, которую она сыграла в "оранжевой революции" на Украине. Она хотела бы повторить этот подвиг в Белоруссии - к великому неудовольствию президента Лукашенко и русских, которые на этот раз полны решимости помешать.

Малейший инцидент грозит перерасти в открытый кризис. У детей российских дипломатов, аккредитованных в польской столице, хулиганы отняли мобильный телефон и портфель? Несколькими днями позже в Москве скинхеды избили польских дипломатов и корреспондента газеты Rzeczpospolita! Последовали ноты протеста, и Квасьневский позвонил Путину. Об итогах этой беседы ничего не известно, но польско-российские отношения явно находятся на самом низком уровне.

Франция тоже попала в переплет. Некоторые газеты утверждают, что цель польской дипломатии - "сломать ось Путин - Ширак". Обоих лидеров не пригласили в Гданьск на торжества по случаю 25-летнего юбилея. Замечания, сделанные французским президентом по поводу вовлечения Польши в иракский конфликт, и решение Польши предпочесть американские военные самолеты европейским оставили свои следы. Но ничего страшного! Непонятно, как поляки могли бы навредить Франции или России. А делая вид, будто они верят, что Россия лишь заменила собой Советский Союз и что европейские страны являются их противниками, поляки создают впечатление, что они снова заигрывают со старыми демонами.

Источник: Le Nouvel Observateur


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru