La Repubblica | 1 сентября 2005 г.
Страх, погубивший сотни людей
Ренато Каприле
Тысячи трупов - люди погибли одновременно. Даже в иракской бойне, где каждый день насчитывается до десятка убитых, никогда не было такой массовой гибели людей. Лишь Саддам был способен на еще более страшное злодеяние. И вот вчера оказалось достаточно одной лжи, чтобы погибло больше людей, чем при самом разрушительном взрыве в этот трагический послевоенный период.
Прошел слух, абсолютно безосновательный, что в толпе шиитов-паломников, направляющихся к усыпальнице Мусы аль-Казыма, имама-мученика IX века, находятся камикадзе. Все остальное доделал страх, превративший толпу мужчин и женщин, проходивших по узкому мосту Аль-Айма, в убийц, губящих самих себя в напрасной попытке спастись бегством. Спастись было невозможно - все они оказались в западне. На древних камнях мостика, разделяющего суннитскую зону Аль-Адамия от шиитской Аль-Казымии, остались лежать около тысячи безжизненных тел - жертв давки. Некоторые нашли выход, бросившись в воды Тигра, совершив полет длиной более десяти метров. Все остальные погибли в давке на мосту, и тонкие перила моста не выдержали веса этой сошедшей с ума толпы.
Это стало беспрецедентной трагедией, страшнейшей со времен Саддама Хусейна. Уже насчитывается почти тысяча погибших, а может быть, и больше: ведущие новостных выпусков арабских телеканалов не могут назвать точное число жертв, поскольку в мутных водах мощной реки все еще находятся тела погибших. 10-месячного младенца удалось спасти: он находился на поверхности рядом с телом своей погибшей матери. Кто-то заговорил о чуде.
Но как все это могло случиться? Стала ли эта трагедия следствием обстановки террора, в которой на протяжении многих месяцев живет Ирак, или есть какая-то иная причина? Естественно, определенная ответственность ложится на правительство. Этот мост до вчерашнего дня был закрыт на ремонт. И возникает вопрос, кто решил открыть его именно в этот день, в годовщину смерти Мусы аль-Казыма, когда к его могиле приходят сотни тысяч паломников? По некоторым оценкам, их бывает и два миллиона - большая часть из огромного шиитского гетто Садр-Сити, многие - из других кварталов Багдада и из городов Неджеф и Кербела.
Хроника самого кровавого дня после падения режима Саддама Хусейна начинается с выстрелов из минометов, прозвучавших в 8:30 утра в районе мечети Аль-Казымия, в которой и находится могила седьмого имама. В результате обстрела погибли семь человек, тридцать получили ранения. Аз-Заркави сразу же взял на себя ответственность за этот теракт. Но этот террористический акт не перекрыл поток людей, стремившихся попасть в мавзолей. Пока кто-то не начал кричать: "Здесь камикадзе, он готов взорвать себя". Позднее стало известно об отравлении 20 человек, выпивших воды или отведавших каких-то кушаний, предложенных им по пути следования к мечети. И это еще больше накалило обстановку.
Люди были в полной панике. Толпа начала колыхаться, двигаться во всех направлениях. Несуществующий террорист стал множиться, превращаясь в двух, трех камикадзе, а число отравленных из 20 "выросло" до сотни.
Было ясно: надо спасаться. Потому и возникла убийственная давка, когда люди бежали во всех направлениях. Первыми жертвами стали старики, дети и женщины, которые падали первыми, им не удавалось подняться - их затаптывали. На старом мосту трагедия достигла своего пика. Перила сломались, и сотни людей оказались в темных водах Тигра. Спасатели, в силу обстоятельств, прибыли с опозданием. Госпитали не справлялись с потоком сотен раненых. Тела умерших людей складывали повсюду. Слухи, породившие этот кромешный ад, - следствие ли это страха или плод дьявольского сценария?
После вчерашней давки риск гражданской войны решительно возрос. Конституция, которая реально отсекает суннитов, должна быть полностью пересмотрена, если руководство страны желает избежать худшего. Конечно же, заявления, сделанные после этой трагедии, не добавляют оптимизма.
По словам Саадуна ад-Дулейми, министра обороны, "произошедшее не имеет никакого отношения к напряженности между религиозными течениями. Лишь семь человек стали жертвами атаки террористов". По мнению Джалала Талабани, президента Ирака, вся ответственность ложится на аз-Заркави. Суннит Дулейми вместе с министром внутренних дел шиитом Баяном Джабором Сулагом оказались под огнем критики их коллеги, министра здравоохранения. В ходе пресс-конференции шиит Мохаммед Али указал на этих двух министров как на "истинных виновников случившегося" и потребовал их отставки. Таким образом, можно говорить о начале политического кризиса в правительстве аль-Джаафари, который рискует усилить и без того острую напряженность по противоречивому проекту конституции, уже одобренному несколько дней назад.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях