The Guardian | 1 сентября 2010 г.
Мировой эксклюзив: интервью Тони Блэра
Мартин Кеттл
"Я намеренно молчал три года", - заявил бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр в эксклюзивном интервью газете The Guardian, которое он дал на этой неделе в своем лондонском офисе в связи с публикацией его книги "Путешествие" ("A Journey"). Но теперь, когда лейбористы больше не у власти и его мемуары выйдут в свет, все изменится, говорится в статье.
"В его собственных глазах сегодняшняя публикация его 700-страничных мемуаров ознаменует возвращение Блэра в британские политические дебаты после периода добровольного молчания", - пишет автор статьи Мартин Кеттл.
"Я написал ее сам, от руки", - говорит он о книге. "Его приближенные утверждают, что он доволен ею и гордится своим писательским стилем", - пишет автор статьи. "Мне есть что сказать и есть что объяснить", - добавил Блэр.
"Те, кто первым делом откроет раздел книги, посвященный Ираку, обнаружат в целом знакомый отчет, который предваряется самым личным оправданием Блэра за самое противоречивое решение, сделанное им на посту премьер-министра", - говорится в статье.
Но они не найдут оправданий самой политики. "Я не ищу согласия, - пишет Блэр. - Я ищу лишь понимания, что аргументы за и против были и остаются более уравновешенными, чем гласит расхожее мнение".
Он пишет, что почувствовал себя "плохо, (испытав) смесь злости и боли", когда сэр Джон Чилкот, глава комиссии по расследованию обстоятельств войны в Ираке, спросил его, сожалеет ли он по этому поводу. "Неужели они всерьез думают, что я не переживаю, не сострадаю, не сожалею всеми фибрами своей души о погибших?" - пишет он.
Теперь Блэр сказал, что книга - это "возможность проявить большую вдумчивость", чем это было возможно у Чилкота, где ему пришлось ограничиться взятием на себя "ответственности". "Вы пытаетесь выразить свои чувства и делаете это более открытым и, думаю, более вдумчивым способом", - сказал он.
Если Блэр в своей книге более вдумчиво подошел к последствиям войны в Ираке, то оправданий для радикальных исламистов, снесших с лица земли Всемирный торговый центр в 2001 году, он не находит. Они являлись и являются "фундаментальной угрозой безопасности XXI века", говорит он.
На классический вопрос судьи - изменил бы он что-нибудь в ретроспективе - он сказал: "На это очень сложно ответить". Но он сожалеет, что слишком поздно понял, что события 11 сентября имели "гораздо более глубокие корни", чем он подумал сначала.
"Причина в том, позвольте мне объяснить, что в событиях 11 сентября меня больше всего шокировал тот факт, что в один день погибли 3 тысячи человек, но могли бы погибнуть и 300 тысяч, если бы они смогли сделать это. Вот в чем дело... В тот момент я решил, что на такой риск идти нельзя. Вот почему я боюсь, что в отношении Ирана я бы не пошел на такой риск и не позволил бы им обзавестись ядерным оружием. Я бы не пошел на это", - приводит газета слова Блэра.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях