Neue Zürcher Zeitung | 1 сентября 2015 г.
Твой враг - это и мой враг
Александр Рар
Отношения между Западом и Россией зашли в тупик. Но известный немецкий политолог Александр Рар считает, что сейчас у враждующих сторон появится шанс преодолеть блокаду.
"Тот, кто хочет разрядить конфликт между Россией и Западом, должен понимать, что Владимир Путин чувствует себя отверженным, - говорится в статье Рара, опубликованной в швейцарской газете Neue Zuercher Zeitung. - Запад неоднократно отклонял все предложения Путина о сотрудничестве". Так, например, было после терактов 11 сентября, когда Путин предлагал тогдашнему президенту США Джорджу Бушу создать широкую антитеррористическую коалицию. В действительности российские спецслужбы тогда помогали американцам в борьбе с "Талибаном" и "Аль-Каидой" в Афганистане. Но впоследствии, по мнению Путина, Запад все же проигнорировал российские предложения. В сентябре нынешнего года Путин, как подчеркивает Рар, сделает очередное предложение: на Генассамблее ООН российский президент выдвинет идею создания новой антитеррористической коалиции.
Между тем на самом деле новый геополитический конфликт вызван столкновением двух совершенно противоположных концепций европейской безопасности. Русские, не желающие допустить дальнейшего расширения НАТО и ЕС на восток, видят себя в качестве защитников сфер национального влияния, а Запад, для которого недопустимы любые изменения установившегося 25 лет назад мироустройства в Европе, рассматривает себя как охранителя универсальных либеральных ценностей. И Украина во всем этом второстепенна. В результате этого конфликта обе стороны, как говорится далее, предъявляют друг другу собственные требования: Россия, по мнению Запада, должна уважать международное право и подписанные в 90-х годах соглашения, когда Россия все еще хотела идти по демократическому пути, а Путин играет с мыслью создать противовес Западу с помощью Китая или БРИКС.
"Однако на самом деле все это наивные мечты, - уверен политолог. - Ни Западу не удастся заставить Россию с помощью санкций поменять свое поведение, ни российские мечты о распаде Евросоюза и расколе Трансатлантического союза не станут реальностью". В результате получается, что конфликт между Западом и Россией кажется непреодолимым, а стороны рады тому, что им удалось избежать новой большой войны в Европе и распада Украины.
"Тем не менее, геймчейнджер (фактор, изменяющий правила игры. - Прим. ред.) в этой ситуации все же есть", - подчеркивает Рар. Так, распад Сирии и Ирака, экспансия террористических бригад "Исламского государства" на Ближнем Востоке, провал всех попыток принести мир в Афганистан и конец "арабской весны" в Северной Африке вытесняют Украину на задний план. Куда более важной проблемой становится то, что Турция рискует стать воротами в Европу для миллионов беженцев, среди которых могут оказаться террористы ИГ. "Поэтому новое издание международной антитеррористической коалиции, предложенной еще в 2001 году, приходится очень кстати", - отмечает политолог. Более того, Америка, как говорится далее, нуждается в России на Ближнем и Среднем Востоке. После выработанного Москвой и Вашингтоном договора об уничтожении сирийского химоружия этим летом от планов по созданию ядерного оружия отказался Иран. В результате немыслимое ранее стало возможным: Тегеран и Дамаск - вплоть до недавнего времени злейшие враги Запада - воюют рука об руку с Западом против "Исламского государства". А раз уж Иран решился пойти на сближение с Западом, американская система ПРО в Европе оказывается ненужной. Ведь если Тегеран не собирается иметь ракеты с ядерными боеголовками, зачем же тогда Западу защищаться от него таким образом? Находится ли Европа в шаге от нежданного решения геостратегического конфликта с Россией, из-за которого в 2007 году и начались все проблемы между Западом и Востоком?
Вполне реальными представляются и другие геймчейнджеры, в том числе такие, как сотрудничество НАТО и ШОС в Афганистане, поскольку без помощи своих северных соседей Афганистан обречен оставаться "несостоявшимся государством". К тому же геймчейнджером может оказаться и сама Украина. Так, в последнее время недовольство западного мира неспособностью украинской элиты проводить реформы только растет. Одновременно с этим растет недовольство среди населения, конфликт на востоке страны продолжается. Все это может привести к тому, что власти могут потерять контроль над страной. А для предотвращения подобного сценария Украине понадобятся деньги, причем не только с Запада.
Не так давно Барак Обама - в отличие от собственных военных - назвал главной угрозой для мира на Земле не Россию, а изменение климата. "На этом фоне нельзя исключать того, что на новом саммите "большой двадцатки" в турецкой Анталье, которая, кстати, расположена не так далеко от зоны боевых действий ИГ, в жизнь будет воплощена идея американо-российской антитеррористической коалиции", - заключает Рар.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях