Newsweek | 2 мая 2007 г.
"Ходячий политический труп"
Кевин Перайно
Израильский аналитик оценивает шансы премьер-министра Ольмерта пережить катастрофические выводы комиссии, которая расследует прошлогоднюю войну в Ливане
Израильтяне ополчились на премьер-министра Эхуда Ольмерта после того, как в промежуточном докладе комиссии Винограда, расследующей ведение Ливанской войны прошлым летом, было заявлено о "серьезных недостатках" в действиях Ольмерта в ходе конфликта. Политики из "Аводы" потребовали, чтобы Ольмерт подал в отставку, манифестанты начали марш на Тель-Авив, где вечером в четверг на площади Рабина намечен крупный митинг. К середине недели в кампанию ввязались даже некоторые представители партии "Кадима", в которой состоит премьер: так, Марина Солодкина заявила в интервью Army Radio: "Доклад настолько резкий, что в соответствии с тем, что там сообщается, Ольмерт должен уйти в отставку". На фоне растущей напряженности корреспондент Newsweek Кевин Перайно обсудил доклад комиссии с политологом Йароном Эзрани из иерусалимского Еврейского университета. Вот избранные места из этой беседы.
- Удивила ли вас жесткость формулировок в докладе Винограда?
- Думаю, у комиссии Винограда не было особого выбора. Израильский народ уже вынес свое решение; будь выводы комиссии Винограда мягче, общественное мнение не оставило бы от них камня на камне. Народ не нуждается в изощренности ума или доступе к секретным сведениям, чтобы заметить растущую пропасть между громкими целями, о которых рассуждает Ольмерт, и тем, что достигнуто на практике. Комиссия Винограда могла лишь отразить взгляд на ситуацию, который кажется самоочевидным.
- Может ли Ольмерт каким-то образом пережить этот кризис как политик?
- Вопрос о том, уцелеет ли Ольмерт, этот ходячий политический труп, - дело десятое. Его крах близок. В Израиле лидеры возвышаются и смещаются благодаря своим решениям, касающимся войны и мира. История свидетельствует, что народ реагирует очень решительно, но с некоторым запозданием. Так было, когда Голду Меир вынудили подать в отставку (после Войны Судного Дня в 1973 году. - Прим. Newsweek). Я абсолютно уверен, что Ольмерт как политический лидер находится при смерти - он не выдержал главного экзамена.
- И все же, чтобы принудить его к отставке, одного общественного мнения будет, наверное, недостаточно.
- Народ пребывает в депрессии. Но главный вопрос в том, как быстро эта депрессия сменится гневом. Ольмерт всеми силами постарается удержаться в кресле премьера. Ногтями будет за него цепляться. Но решающее значение имеет его окружение, которое сейчас прикидывает, как бы застраховать свое политическое будущее. Не знаю, когда произойдут перемены - через два дня или через два месяца. Но процесс перегруппировки сил у нас определенно идет.
- Есть ли у Ольмерта шансы продержаться до августа, когда будет обнародован окончательный доклад Винограда?
- Есть два наиболее вероятных сценария развития событий. Возможно, реализуется некий комбинированный вариант. Думаю, что страна созреет для новой парламентской коалиции без Ольмерта или пойдет на новые выборы. Если Ольмерта вынудят уйти в отставку прямо сейчас, будет попытка создать коалицию в принципе из тех же сил, и портфели министров в кабинете будут перетасованы. Министр обороны Амир Перец вряд ли удержится. По-моему, самый вероятный сценарий таков: нынешнее правительство в той или иной форме - с Ольмертом или без него - останется у власти в ближайшие несколько месяцев. Не думаю, что израильтяне прямо сейчас готовы идти на выборы. Окончательный доклад, несомненно, нанесет Ольмерту смертельный удар.
- Почему вы не думаете, что новые выборы в данный момент возможны?
- Требуется время. Значительное число депутатов Кнессета вряд ли могут рассчитывать на переизбрание, если начнется перестановка сил. Это будет означать конец их политической карьеры.
- Но, может быть, все пойдет по нарастающей, если депутаты Кнессета уверены в политической кончине Ольмерта не меньше, чем вы?
- Сегодня Ольмерт подобен капитану "Титаника". Те, кто находится на палубе - министры - попрыгают в воду и попытаются доплыть до шлюпок. За тонущий корабль станут держаться только мыши - те, у кого нет шансов на переизбрание.
- Как вы думаете, кто, вероятнее всего, станет преемником Ольмерта? Согласно опросам, если бы выборы проводились сегодня, экс-премьер Биньямин Нетаньяху опередил бы соперников с большим отрывом.
- Израильский народ не испытывает особого желания возвращаться к Нетаньяху. Думаю, скорее всего преемником станет Эхуд Барак (начинавший как рядовой десантник. - Прим. Newsweek), так как общество сильно обеспокоено проблемами национальной безопасности. Ход событий после этой войны сильно напоминает ход событий после Войны Судного Дня в 1973. Израильтяне хотят иметь армию, на которую можно положиться. Они не желают приносить в жертву своих детей на бессмысленных войнах. Если тот факт, что Израиль перестает внушать страх соседям, - наша первоочередная проблема, тогда премьером станет Барак или Ами Аялон (бывший директор ШАБАК, службы безопасности Израиля. - Прим. Newsweek). Есть шансы и у Ципи Ливни, ведь на дворе эра Хиллари Клинтон, Сеголен Руаяль и Ангелы Меркель. Ситуация чрезвычайно изменчивая.
- Как влияет хаос на внутриполитической арене в Израиле на политическую жизнь региона? Не осмелеют ли в этой ситуации враги Израиля?
- "Хизбалла" может заявить о своей однозначной победе. Израильтяне ощутили, что наша политика устрашения дала слабину. Но большинство израильтян полагают, что все еще можно исправить. Многие считают непростительным, что решения, принятые премьер-министром и министром обороны, привели к таким печальным последствиям для нашего имиджа. Но, по-моему, одновременно наблюдается процесс выравнивания. Если Израиль не будет восприниматься как источник мощной угрозы, то, возможно, это поможет его интеграции в ближневосточном окружении, убедит соседние государства, что Израиль - вовсе не то мифическое существо, которое они считали непобедимым. Израилю представился случай действовать себе на пользу с обеих сторон.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях