Financial Times | 2 апреля 2001 г.
Путин и Адамкус обсуждают проблему Калининградского анклава
Рафаэль Бер
Состоявшаяся в пятницу в Москве встреча между президентом России Владимиром Путиным и его литовским коллегой Валдасом Адамкусом пролила новый свет на амбиции России в отношении Калининградской области - анклава, будущее которого после расширения ЕС становится неопределенным.
Президенты двух стран договорились выступить с предложением о проведении трехсторонних переговоров по Калининграду с участием ЕС; однако это стало возможным только после долгих активных дипломатических усилий, в ходе которых Москва надеялась добиться от Литвы обязательства подписать двустороннее соглашение по транзиту военных грузов через ее территорию.
После встречи Путин подверг критике нынешние двусторонние рамки по обсуждению проблемы Калининграда с ЕС. "Это неправильный подход, и Литве следовало бы участвовать в переговорах с самого начала", - заявил он на пресс-конференции.
По словам дипломатов стран балтийского региона, такое предложение, а также восторженная риторика, окружавшие этот визит, показывают, что Россия хочет использовать своего балтийского соседа, некогда входившего в состав СССР, в качестве инструмента в своих отношениях с расширенным ЕС.
У России есть причины, по которым она хочет, чтобы границы Литвы оставались открытыми. Это связано с торговлей и обеспечением безопасности. В то же время, руководители ЕС обеспокоены перспективами того, что анклав превратится в плацдарм для экспорта российских социальных, экологических и правовых проблем.
Поскольку доступ России к Калининградской области регулируется специальным соглашением с Литвой, подписанным в 1994 году, дипломатические возможности Вильнюса в Москве значительно возрастают.
"Калининград - словно дар Божий, - заявил один литовский чиновник. - Это орудие оказания давления на Россию".
Визиту Адамкуса предшествовали напряженные переговоры, а сам визит откладывался с 1999 года. Отношения между двумя странами осложняются советским наследием, связанным с включением Литвы в состав СССР и ее выходом из него: и тот, и другой процесс сопровождались кровопролитием.
Договор, окончательно закрепляющий нынешние границы, был подписан обеими странами в 1997 году, однако он не был ратифицирован Государственной Думой.
Литовские официальные лица утверждают, что это не является проблемой для Литвы, которая уже ратифицировала договор, однако членство в ЕС требует четкого определения границ, а нератифицированный договор становится дипломатической костью в горле Литвы.
Вопрос о границах поднимался на переговорах во время визита Адамкуса, однако российская сторона отказалась брать на себя обязательства относительно ратификации. По сведениям из дипломатических источников, в качестве компенсации Россия может потребовать от Литвы более определенного обязательства по проблеме Калининграда.
В конце концов, лидеры двух стран подписали совместное заявление, в котором говорится, что стороны "рассмотрят возможность дальнейшего совершенствования двусторонней правовой базы" для транспортировки и транзита через территорию двух стран, включая воинский транзит и перевозки "опасных грузов".
В заявлении подчеркивается, что российская сторона предпримет усилия по завершению процесса ратификации договора о границах.
После встречи с Путиным, Адамкус отправился с визитом в Калининград.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях