The Boston Globe | 2 апреля 2002 г.
США израсходовали миллиарды долларов на контракты, заключенные на внеконкурсной основе
Дэвид Пейс
В прошлом году правительство приобрело более половины товаров и услуг на внеконкурсной основе или используя практику, которая, по мнению аудиторов, не полностью соответствует требованиям рынка. Об этом свидетельствуют результаты анализа заключенных контрактов, проведенного Associated Press.
Хотя подобные закупки стали активнее осуществляться в первый год пребывания Буша на посту президента США, подобную практику начали использовать еще в 90-годы прошлого века, когда администрация Клинтона при поддержке конгресса выступила с инициативой об упрощении процесса закупок.
"Скандалы не заставят себя долго ждать", - предсказал преподаватель права университета в Балтиморе, который в течении десяти лет расследовал порочную практику заключения контрактов, работая в палате представителей.
В целом в 2001 году правительство приобрело товаров и услуг на сумму 230 млрд. долларов, из которых 123 млрд. долларов ? на внеконкурсной основе или с использованием методов, которые, по словам аудиторов, зачастую были направлены на то, чтобы избежать конкуренции, - таковы результаты проведенного компьютерного анализа.
Все, от компьютеров и другого офисного оборудования до услуг в области образования, приобретало подобным путем.
Беспокойство по поводу нового правительственного стиля закупок объясняется просто: осуществление закупок в отсутствие конкуренции зачастую означает увеличение бюджетных расходов.
К примеру, в ходе изучения закупок, произведенных Пентагоном, было обнаружено, что на запчасти, в изобилии имеющиеся на рынке, но приобретенные в период с 1993 по 2000 год в отсутствии конкуренции, было затрачено более чем в два раза больше средств, чем если бы такие же запчасти были приобретены на конкурсной основе.
В 1984 году конгресс принял закон, требующий проведения открытых конкурсов на все правительственные закупки, за исключением особых случаев, когда конкретные коммунальные услуги предоставляет только один поставщик или когда системы вооружения изготовляются только одной компанией.
По словам критиков, реформы в области заключения контрактов, проведенные в 90-х годах, наряду с сокращением числа правительственных чиновников, занимающихся контрактами, и аудиторов, облегчили приобретение товаров на внеконкурсной основе.
"Никто их не контролировал", - заявил преподаватель университета Джорджа Вашингтона Стивен Шунер, производящий мониторинг федеральной системы заключения контрактов.
Со своей стороны, федеральные чиновники, занимающиеся заключением контрактов, утверждают, что конкуренцию зачастую нелегко обеспечить, поскольку подрядчики не примут участие в конкурсе, если не будут убеждены в том, что они близки к заключению сделки.
"Учитывая расходы на участие в конкурсе, вполне естественно, что компании подадут заявку только в том случае, если у них будут высокие шансы на победу", - подчеркнул Том Рейнольдс, заместитель директора отдела заключения контрактов Savannah River Site ? правительственного ядерного центра в Южной Каролине.
Эксперты Associated Press, изучившие расходы на федеральные закупки в 2001 году, обнаружили, что 34% средств были израсходованы на контракты, заключенные на внеконкурсной основе.
Еще 19% средств были израсходованы на контракты, заключенные после проведения конкурса, на который была подана лишь одна заявка, или за закупки по кредитным картам, не требующим проведения конкурсов, или на контракты одновременно на несколько заказов, которые, по словам законодателей и аудиторов, стали использоваться федеральными агентствами все чаще, чтобы избежать конкуренции.
Кроме того, были выявлены неоднократные случаи закупок по завышенной цене. В 1999 году генеральный инспектор Пентагона обнаружил, что правительство заплатило компании Boeing 5 млн. долларов за запчасти, рыночная стоимость которых составляет 3,2 млн. долларов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях