The Independent | 2 августа 2004 г.
В леса
Эндрю Осборн
Погоня за прибылью ставит под угрозу будущее российских лесов, являющихся легкими Европы
Александр, украинский плотник, всю жизнь работающий с деревом, нахмурившись, шел по лесной тропинке в московской усадьбе Архангельское.
Когда-то владения князей Голицыных и Юсуповых, богатых русских аристократов, дворец и усадьба XVIII века, хотя и пришедшие в запустение, сохраняют репутацию "райского уголка".
Лес, где растут липы, лиственницы, березы и сосны, тянется на мили, под деревьями видны лютики, незабудки и другие дикорастущие цветы в пятнах солнечного света.
Парк и старинный лес Архангельского, находящегося всего в 12 милях от Москвы, кажется другим миром, по сравнению с бетонным неряшеством и ларьками, лепящимися вокруг ближайшей станции метро "Тушинская".
Но Александр, работающий над реставрацией усадьбы в ее первозданном виде, растерян. Хотя считается, что лес охраняют, строители начали вырубать его, чтобы освободить место для вторых домов местных богачей.
Александр твердо уверен в необходимости сохранения лесов страны. Он считает их богатством, которое надо беречь. "Мы должны защитить это место любой ценой, - сказал он. - Его ценность огромна, но происходит то же, что и везде. Потом появятся казино и рестораны".
Дремучие российские леса веками воспевали такие авторы, как Борис Пастернак и Антон Чехов, их писали величайшие пейзажисты. Бескрайняя тайга тянется от Красноярска до Иркутска, писал Чехов в 1890-х годах. Леса, которые простые россияне любят за тишину и обилие грибов и ягод, являются неотъемлемой частью национальной идентичности.
Но в новой России Владимира Путина будущее "легких Европы" представляется опасным. Власти, которые считают леса еще одним природным ресурсом вроде нефти и газа, думают о том, как выжать побольше денег из миллионов сосен и берез, покрывающих 70% территории самой большой страны мира.
Экологические проблемы занимают невысокое место в списке бюрократических приоритетов, их вытесняет господствующая идея выгоды.
Лесные пожары, нашествия насекомых, неадекватное управление, незаконные порубки, а теперь и перспектива приватизации означают, что одно из самых драгоценных природных богатств мира находится под угрозой. "Российские леса имеют огромную ценность", - заявил Ричард Эйштон, директор московского отделения Института устойчивых сообществ, специалист по российским лесам.
"В Сибири находится 22% мировых лесов. Здесь нет биологического разнообразия, которое можно найти в тропических дождевых лесах, но для мира они ценны. Уничтожая леса, вы уничтожаете способность поглощать углекислые газы и бороться с последствиями глобального потепления. Они имеют огромное значение в биологическом, экологическом и экономическом смысле. Они находятся под серьезной угрозой".
Законопроект, призванный радикально изменить управление российскими лесами, уже подготовлен и проходит через правительственный аппарат. Его окончательная версия еще неизвестна, но, по-видимому, будет разрешена приватизация. В одном из вариантов говорится, что компании смогут покупать лесные участки, которые они арендовали на протяжении 15 лет. Вероятно, будет разрешено строительство в лесах, отчасти ради удовлетворения спроса богатых россиян, желающих строить просторные дачи по всей стране.
Лесозаготовительным компаниям разрешат вырубать больше леса, и многие обеспокоены тем, что доступ в леса, которые всегда принадлежали правительству, будет ограничен.
Полномочия, принадлежащие местным лесхозам, будут переданы Москве, а условия аренды лесов смягчат, чтобы позволить крупным лесозаготовительным фирмам заключать аренду на 99 лет, а не на 49, как сегодня. Правительство заявляет, что Дума может одобрить новый закон в сентябре, а к концу года он вступит в силу. За желанием Кремля ввести изменения в действие стоит только одно - деньги.
Путин обещает вдвое увеличить валовой внутренний продукт страны за 10 лет и вытащить миллионы людей из нищеты. На это ему нужны деньги. Размеры российских лесов позволяют многим бюрократам радостно потирать руки.
По данным российского министерства природных ресурсов, лесами покрыто 1,18 млрд гектаров. По тем же оценкам, они поглощают 15% мировых выбросов окиси и двуокиси углерода, уступая только дождевым лесам Амазонки.
Они являются средой обитания многих редких видов фауны и флоры: дальневосточного леопарда, сибирского тигра, сибирского и корейского кедра. Но хотя российские леса огромны, правительство не способно экономически эффективно их эксплуатировать. По оценкам, 25% вырубленного леса остается гнить на месте вырубки. Компании и сегодня штрафуют, если они не выполняют план вырубки.
Производительность труда невелика. России принадлежит четверть мировых запасов леса, но на ее долю приходится лишь 3% мирового рынка. Она может ежегодно производить 550 млн кубометров леса, но сегодня, по правительственным данным, производит только 150 млн кубометров. В финансовом смысле это означает, что она могла бы экспортировать лес, бумагу и сопутствующую продукцию на сумму около 55 млрд фунтов в год, а экспортирует лишь на 2,5 млрд фунтов.
В приватизации лесов есть вопрос: по оценкам, стоимость земли составляет 90 млрд фунтов.
Кремль испытывает острое желание прекратить экспорт сырого леса по низким ценам и начать производство, например, мебели. "Огромный процент леса, который Россия продает сегодня, является сырьем, - поясняет Эйштон. - Это российский лес, и Россия должна его использовать с выгодой для себя".
Однако критиков беспокоит то, что недовольство властей управлением лесами может навязать стране новый закон, не принимающий в расчет соображения экологии.
По новому закону, "непонятно, кто отвечает за охрану окружающей среды, откуда возьмутся деньги", - говорит Андрей Ярошенко из российского отделения Greenpeace.
"Станет труднее создавать заповедники, и мы боимся, что их просто перестанут создавать". По словам Ярошенко, его беспокоит и то, что правительство хочет сдавать леса в аренду тем, кто предложит больше денег, не рассматривая другие факторы, например, экологические последствия. "Единственным фактором будет цена аренды. Сейчас есть условия, которые необходимо соблюдать, но в будущем это будет только вопрос денег". Простые люди, считает он, не смогут наслаждаться дарами леса. "Важно, чтобы люди имели право ходить в лес, собирать грибы и ягоды. Это особенно важно для жителей маленьких деревень".
Но не все возражают против приватизации. По мнению Эйштона, все будет в порядке, если ее проводить правильно, он уверен, что российская лесная отрасль нуждается в реформе. Он также полагает, что приватизация пойдет медленно, и сначала будут приватизированы лишь небольшие участки.
Он подчеркивает, что неудачная реформа законодательства - это не единственная угроза для российских лесов. "Серьезную угрозу представляют пожары. Миллионы акров ежегодно выгорают из-за того, что кто-то развел костер, чтобы приготовить шашлык. 95% пожаров происходит по вине людей".
Летом по всей России горят тысячи костров, вдоль железных дорог жгут траву, местные жители сжигают мусор. "Добавьте к этому атаки насекомых, незаконные вырубки, которые ведут Китай и Северная Корея, и вы поймете, какому риску подвергаются российские леса", - говорит Эйштон.
По оценкам, из-за нелегальной торговли лесом с Китаем, Японией, Скандинавией Россия ежегодно теряет около 16,5 млрд фунтов; считается, что 30% вырубки производится незаконно.
Методы редко меняются. Спекулянты приезжают ночью на большом грузовике, вырубают участок и вывозят лес в Китай или куда-то еще, по пути давая взятки российским пограничникам. Эйштон, работающий с российской лесной отраслью 16 лет и инспектирующий участки по всей стране, утверждает, что уже причинен огромный ущерб.
"Когда я лечу над страной или еду по ней, меня поражает, как много вырублено. Посмотрите на спутниковые фотографии, и вы увидите картину, похожую на большую головоломку или лоскутное одеяло". Холодный климат означает, что восстановление лесов это медленный процесс.
Россия предпочитает посадкам естественное восстановление, которое занимает в среднем 100 лет.
Под угрозой находятся не только сибирские леса. По словам экологов, лесистые участки вблизи Москвы и Петербурга незаконно вырубают, чтобы освободить место для роскошных дач.
По их мнению, некоторые строительные фирмы намеренно заражают леса термитами, чтобы на законных основаниях произвести вырубку и начать строительство на заповедном участке.
Greenpeace называет российскую лесную политику катастрофой. "Ни одна страна не сравнится с Россией по количеству чиновников лесного ведомства, их около 250 тыс. Российское лесное законодательство настолько невнятно, что понять его не могут даже специалисты". Эта политика, считает организация, привела к катастрофе.
"Результат очевиден: лесные поселки безработных, зарплата, в лучшем случае, обеспечивает хлеб и воду, устаревшая техника, ужасающие условия труда".
На защиту и сохранение лесов хронически не хватает денег, результатом чего являются лесные пожары и незаконная вырубка. Деньги становятся насущной необходимостью. "Иначе через 10-20 лет российская лесная промышленность погибнет".
В стране, где правительство лишает социальных льгот более 100 млн человек и намерено на треть увеличить расходы на производство оружия, судьба российских лесов, похоже не входит в число приоритетов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях