The New York Times | 2 августа 2004 г.
Москва обещает Чечне свет, но он светит только для своих
С. Дж. Чиверс
В пятницу между установленным Москвой правительством Чечни и российской электрической монополией был подписан договор на восстановление электроэнергетики в республике, где коммунальное обслуживание после десятилетия беззакония и войны практически отсутствует.
На первый взгляд, это ничем не примечательное событие, обещающее некоторое облегчение лежащей в руинах республике. Однако та обстановка подготовленного шоу, в которой состоялось подписание, подсказывает, что это событие связано с предстоящими внеочередными президентскими выборами в Чечне.
Анатолий Чубайс, генеральный директор РАО ЕЭС, российской электроэнергетической монополии, сказал, что благодаря договору с одной стороны устанавливается программа восстановления энергетики, а с другой - компания сможет вернуть себе долги республики. В целом, сказал он, договор поможет чеченскому народу "получить свет, тепло и нормальные условия жизни".
По правую руку Чубайса стоял исполняющий обязанности президента Чечни Сергей Абрамов. По его левую руку - тот, кто на самом деле является потенциальным победителем - генерал-майор Алу Алханов, министр внутренних дел Чечни и фаворит Кремля в предстоящих президентских гонках. "Меня очень беспокоит судьба мирного населения Чечни", - говорит генерал Алханов в своих заранее подготовленных многочисленных телевизионных вступлениях.
Внеочередные выборы, назначенные на 29 августа, помогут заполнить вакансию президента, освободившуюся весной, когда всенародно избранный президент Ахмад Кадыров был убит при взрыве бомбы. Абрамов, едва не погибший от взрыва бомбы две недели назад, заявил что не будет участвовать в выборах.
После того как на прошлой неделе чеченская избирательная комиссия по техническим причинам дисквалифицировала основного соперника генерала Алханова Малика Сайдуллаева, выборы практически можно считать выигранными. Эта дисквалификация окончательно расчистила путь к президентскому креслу для Алханова, с которым и так обращаются как с уже избранным президентом.
Генерал Алханов по протоколу не должен был принимать участия в подписании договора в пятницу, и его имени не было в пресс-релизе. Как только стало известно, что он будет там присутствовать, мероприятие было отложено и за несколько минут до прибытия Алханова были розданы новые материалы для прессы, куда включили информацию о его присутствии.
Это мероприятие вполне вписывается в привычную схему. Деятельность по повышению жизненных стандартов в Чечне активизируется с приближением выборов, когда Кремль и его ставленники в Грозном стремятся продемонстрировать твердое намерение улучшить ситуацию. Один из представителей чеченского правительства настаивал, что Чечня уже "на 99,9%" электрифицирована. Это заявление противоречит простым наблюдениям журналистов, которые видят, что даже в столице целые жилые кварталы лишены электричества.
Точно так же две недели назад Алханов, стоя перед министром связи РФ, заявлял, что жителям Чечни теперь доступны услуги мобильной связи. До сих пор сотовые линии в Чечне обслуживали исключительно службы безопасности и политическую элиту.
Программный директор Московской Хельсинской группы Татьяна Локшина говорит, что эти заявления похожи на те, которые звучали в рамках, в которых выиграл Кадыров - как многие считают, обманом.
Таких обещаний, говорит она, звучало очень много, но, за исключением бесперебойного электричества в густонаселенных районах, коммунальное обслуживание - это большая редкость. Что касается утверждения о том, что на 99,9% территории Чечни восстановлено электричество, то она называет это "откровенной ложью".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях