Le Figaro | 2 августа 2007 г.
Патриотическая война - архетип массового сознания
Лора Мандевиль
9 мая в российских детских садах дети переодеваются в солдат, чтобы отпраздновать окончание Великой Отечественной войны в присутствии ветеранов. Пусть школьники уже не знают, кто такой Ленин, но победа над фашизмом остается архетипом массового сознания. Война, унесшая 25 млн жизней, является единственным фактором сплочения в кровавой и бурной советской истории. "Этим объясняется нетерпимость власти к тому, что считается покушением на этот славный образ. Если Победа поблекнет, за что ухватиться?" - отмечает политолог Федор Лукьянов.
Любое отступление воспринимается как объявление войны. Так, прибалтийские государства объявлены "фашистскими" потому, что настаивают, чтобы был признан факт оккупации их стран Красной армией. Это относится и к тем, кто задает вопрос о цене, заплаченной народом за Победу. Боевик Николая Досталя "Штрафбат" был смешан с грязью за то, что рассказал, как заключенных использовали на фронте и какие ужасные методы применялись в НКВД. "Нам не дают говорить, что война была выиграна не Сталиным, а пушечным мясом!" - возмущается он.
Учитывая господствующие ревизионистские настроения, историки скептически относятся к объявлению о рассекречивании военных архивов. Сейчас, когда доступ к архивам ограничивается, "это заявление напоминает пиар-акцию", утверждает историк Никита Петров.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях