Ha'aretz | 2 августа 2012 г.
Российский газовый гигант вызывает беспокойство в Европе и Израиле
Ави Бар-Эли
"Посетивший Израиль в прошлом месяце российский лидер Владимир Путин, по сообщениям, предложил двустороннее сотрудничество в области энергетики, но эксперт из университета Хайфы предупреждает, что партнерство с государственной компанией является неравным", - говорится в статье, опубликованной в израильском издании Haaretz.
Российская делегация предложила учредить дочернюю компанию Gazprom Israel, которая займется бурением недавно обнаруженных шельфовых месторождений газа в Израиле и проложит трубопроводы, соединяющие месторождения с установками на побережье, информирует Haaretz. "В это время не было известно, что "Газпром" участвовал в тендере на сумму 1 млрд долларов, объявленном Израильском электрической компанией (Israel Electric Corporation) на покупку сжиженного природного газа. Немногие осведомленные выражали обеспокоенность", - указывает автор статьи Ави Бар-Эли.
Издание приводит мнение Авиноама Идана, участника программы по энергетическим исследованиям в школе менеджмента Университета Хайфы: "Что касается сотрудничества с "Газпромом", это, собственно, не партнерство".
"В отличие от нефти, продажа и покупка газа имеют гораздо более значительный политический компонент, поскольку предполагают долговременные контракты, - цитирует Haaretz Идана. - Нефтепроводные трубы доставляют нефть к ближайшим терминалам, без прямой связи между покупателем и продавцом, как это бывает при аналогичных операциях с газом. Таким образом, политическая взаимозависимость автоматически входит в газовые сделки".
"Газпром" всегда служил инструментом продвижения политических интересов России. Это связано с мировоззрением Путина, которое он выразил в своей диссертации в 1997 году. Он подчеркнул необходимость использования энергетических ресурсов как средства для улучшения положения России в мире и восстановления глобального влияния, которое она утратила. Такая концепция делает участие "Газпрома" запутанным вопросом", - указывает Идан.
Эксперт считает, что отсутствует экономическое объяснение заинтересованности "этой гигантской компании в Израиле". "Заинтересованность в Израиле имеет политический характер и не относится собственно к газу. Это однозначно шаг к получению рычага воздействия на экономическую и политическую арену Израиля".
Аналогично можно указать, что американцы контролируют энергетический сектор Израиля посредством компании Noble Energy, продолжает Идан. "Но, если проанализировать действия американских компаний в течение многих лет, я бы определенно отдал предпочтение им, а не "Газпрому, - говорит он. - Noble Energy специализируется на поиске ископаемых и бурении, а не на прокладке трубопроводов".
"Если мы не будем осторожны, мы окажемся в ситуации европейских стран, которые позволили "Газпрому" контролировать добычу, транспортировку и распределение газа конечному потребителю", - предупреждает Идан.
В качестве примера грубой силы, применяемой Россией, автор статьи приводит эпизод, имевший место зимой 2008 года: тогда Россия "заблокировала поставку газа на Украину, хотя по тем же трубам шли огромные объемы газа другим европейским потребителям".
"Зависимость этих стран от единственного российского газопровода стала тревожным звонком как в Европе, так и в Кремле. Это ускорило продвижение проекта "Северный поток" по прокладке 1220-километрового газопровода в Германию в обход Украины и Белоруссии", - пишет Haaretz.
"Этот проект был начат, когда канцлером Германии был Герхард Шредер, установивший тесные личные контакты с Путиным, - приводит автор слова Идана. - Русским были нужны банковские гарантии финансовой поддержки их участия в строительстве, и Шредер подписал эти гарантии. Через несколько недель после того, как его полномочия истекли, Шредер возглавил Совет директоров консорциума "Северный поток". Так работает эта система в Европе", - утверждает Идан.
Идан не дал определенного прогноза, будет ли ситуация развиваться так же в Израиле, заключает издание.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях