Статьи по дате

Libération | 2 декабря 1999 г.

Пакколи - человек, причастный к "Кремлингейту"

Пьер Азан

Корреспондент французской газеты встретился с главой скандально известной фирмы Мабетекс - косовским албанцем Беджетом Паколли.

"Борис Ельцин? Это удивительный человек. Мы говорили с ним о семье и о строительстве. Вы знаете, ведь он по образованию инженер-строитель", - сказал Беджет Паколли, удобно устроившись за огромным рабочим столом в офисе своей фирмы в Лугано. Три месяца назад глава фирмы "Мабетекс" оказался в центре скандала вокруг коррупции в Кремле. В ходе расследования стала очевидной причастность к делу "Мабетекс" самого президента Ельцина: швейцарская полиция обнаружила в местных отделениях фирмы документы, свидетельствующие о том, что Ельцин и его дочери, Елена Окулова и Татьяна Дьяченко, имели кредитные карты в швейцарских банках.

Человек, оказавшийся в центре внимания СМИ и международных расследований, чувствует себя довольно раскованно в кабинете с портретом матери Терезы, позолотой, толстыми дверями и русской секретаршей. "Я, наверное, должен быть сумасшедшим, чтобы дать кредитную карточку Ельцину. Так ведь?" - спрашивает Паколли. У него есть ответ на любой вопрос: "иногда ответов несколько, и они не всегда соответствуют действительности", - говорит швейцарский прокурор. Паколли быстро концентрируется и, не колеблясь, возбуждает дела против своих бывших коммерческих партнеров или средств массовой информации, когда он считает себя несправедливо обиженным.

Кем же на самом деле является Биджет Паколли? Человеком, связанным с организованной преступностью? С секретными службами Сербии? Или же он честный человек, сделавший себя сам, ставший жертвой борьбы за власть в России? - спрашивает автор. Генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов обвинил его в том, что "в период с 1996 по 1998 гг. Паколли ввез в Россию значительные суммы в наличности, предназначенные кроме всего прочего для активного подкупа", а также передал Павлу Бородину, человеку из близкого окружения Ельцина, 11 млн долларов. Эти деньги помогли Паколли получить исключительно выгодные заказы на реставрационные работы в Государственной Думе и в Белом доме (здании правительства). По мнению женевского прокурора Бернара Бертосса, "теоретически, этому господину может быть предъявлено обвинение в отмывании денег, если окажется, что он осуществлял операции с целью сокрытия дохода, полученного в результате коррупционной сделки". Наим Маладж, представитель "косовского" правительства в Женеве, направил в Приштину послание с предостережением: необходимо держаться подальше от человека, "подозреваемого в принадлежности к мафии". "Я оказался козлом отпущения. Скуратов - союзник мэра Москвы. Они хотят свергнуть Ельцина любым путем!" - защищается Паколли.

Глава "Мабетекс" сделал блестящую карьеру, но она не безукоризненна, - отмечает автор. Родившийся в 1951 году в селе Маревц в 40 км от Приштины, Биджет Паколли был старшим из 10 своих братьев и сестер. Семья жила очень бедно. Паколли удалось получить приличную стипендию и получить среднее образование в Приштине. В 17 лет он приехал в Гамбург. "В три часа ночи я оказался один на вокзале. Мой дядя не встретил меня", - вспоминает Паколли. Ему пришлось устроиться в кафе мойщиком посуды. "Именно тогда он был завербован сербскими спецслужбами", - говорит один из представителей Освободительной армии Косово, но это невозможно доказать. Паколли проучился три года и вернулся в Приштину. Но, не найдя работы, он был вынужден уехать в Австрию, затем в Германию и, наконец, в Швейцарию. Именно в 1990 году начинается авантюрная история "Мабетекс". Спустя 5 лет фирма уже имеет капитал в 1 млрд долларов и обосновывается на рынках бывшего СССР, Европы, Латинской Америки. Паколли становится самым богатым албанцем в мире. Он строит заводы, больницы, деловые центры, в начале в Старом Осколе, в 500 км от Москвы, а затем в Сибири, в Якутии, известной своими нефтяными и алмазными месторождениями. Там он знакомится с бывшим в то время мэром столицы Якутии неким Павлом Бородиным. В 1993 году Ельцин предлагает ему стать управляющим делами президента. "Мабетекс" получает заказ на строительство центральной части новой казахской столицы, и Паколли присваивается звание "почетного гражданина Казахстана".

Затем, при содействии Бородина, Паколли получает заказ на реставрацию резиденции президента в Кремле. Однако Паколли утверждает, что получил этот заказ, одержав победу на конкурсе. Стоимость заказа, отмечает автор, оценивалась в 300 млн долларов. После его выполнения Паколли становится известным: он принят президентом Ельциным, он приглашает президентов бывших союзных республик в Лугано, он предоставляет одному из участников президентских выборов кредит в размере 300 тысяч долларов, он занимается благотворительностью.

Все складывалось замечательно, но внезапно Юрий Скуратов выступает с обвинениями в адрес Паколли. История с кредитными картами? По словам Паколли, в 1995 году один из клиентов фирмы, банкир, обратился к предпринимателю с конфиденциальной просьбой об оказании содействия в открытии корреспондентских счетов в одном из западных банков: семья Ельциных имела счет в его банке и хотела получить кредитные карты. Паколли уладил это дело уже через два месяца. По словам швейцарского прокурора Жака Дюкри, "в соответствии со швейцарским законодательством, подкуп иностранных чиновников не считается преступлением". Кроме того, по мнению Жака Дюкри: "пока Кремль будет мешать Скуратову выполнять обязанности генерального прокурора, расследование по делу "Мабетекс" вряд ли будет продолжено. Я сомневаюсь в намерении замещающего его лица продолжать расследование".

Автор рассказывает о том, что 7-8 мая 1998 года Паколли по просьбе "одного известного российского политика" встретился со Слободаном Милошевичем и предложил ему посреднические услуги. Затем он побывал в Приштине и встретился с "правой рукой" албанского лидера Ибрагима Руговы Фехми Агани. Возвратившись в Белград, Паколли сообщил сербскому президенту о том, что албанская сторона не доверяет ему и согласится на переговоры лишь в присутствии иностранного, предпочтительнее всего, американского посредника. Выслушав ответ сербского руководителя, Паколли понял, что "Милошевич твердо решил вести безжалостную войну".

В результате действий сербских войск в Косово погибли шесть членов семьи Паколли. Но, по слухам, Паколли продолжает поддерживать тесные контакты с братьями Милошевич. В Приштине уверены в том, что Паколли работает на сербскую полицию, иначе у него не было бы возможности встречаться с сербским президентом. Беджет Паколли обвинил в клевете швейцарскую газету Le Temps за то, что она распространила сведения о его контактах с братом Слободана Милошевича. "Я не знаком с Бориславом Милошевичем (в настоящее время послом Сербии в Москве). Что касается Слободана Милошевича, то я виделся с ним дважды, и последняя встреча была неудачной", - уверяет Паколли.

В настоящее время у Паколли возникли трудности: мэр Лугано связался с главой "Мабетекс" и сообщил о том, что отказывается от проекта строительства термальных ванн. К счастью, власти Якутии не забыли о своем благодетеле и даже направили ему поздравление по случаю его бракосочетания. Бывший "министр" информации в "правительстве" Руговы Ксафер Шатри говорит: "Беджет Паколли? Это загадка. Абсолютная загадка".

Источник: Libération


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru