Asahi | 2 декабря 2003 г.
Реальные люди, реальная боль
Саяка Якуси
Героиня фильма - молодая женщина, брошенная в детстве своими родителями-хунвэйбинами, которая разыскивает своего отца.
Хэ Хайся - молодая женщина, ростом не более 140 см. Ей 28 лет. Но тяжелый труд под палящими лучами солнца на высокогорном плато Китая иссушил ее лицо и оставил на нем глубокие морщины.
Она живет в бедной деревне. Но удручает ее не трудная жизнь на этой засушливой земле, а поиск самой себя и собственной идентичности, утраченной три десятилетия назад, когда лавина истории сокрушила жизнь миллионов людей и навсегда изменила их судьбы.
"Дочь из Янани" - так называется документальный фильм режиссера Каору Икэя, рассказывающий о том, как Хайся разыскивает своих родителей, которые во время хаоса "культурной революции" (1966-1976 годы) были хунвэйбинами - "красными охранниками". Демонстрация фильма проходит в Токийском городском музее фотографии.
Фильм начинается с кадров, показывающих переезд молодежи из Пекина в село Янань (провинция Шаньси). Для молодежи Янань была не просто далеким селом, а центром паломничества, окутанным почти религиозной аурой. Именно здесь Мао Цзэдун и другие руководители компартии и Народной освободительной армии Китая провели ревизию своей доктрины и очистили ее от чуждых идеологических элементов.
Родители Хайся были одними из 16 млн молодых людей, которым было приказано ехать в сельскую местность в рамках кампании по переселению "ся фан", начатой в 1968 году.
Городские подростки, которых посылали в качестве чернорабочих в сельские коммуны, попадали в новую, не знакомую им атмосферу. При этом личные отношения между мужчинами и женщинами в коммунах строго запрещались, а нарушителей ожидало суровое наказание.
"Ни один режиссер, снимающий документальный фильм о Китае, не может избежать темы "культурной революции", - говорит Каору Икэя. С тех пор, как в 1989 году Икэя снял фильм о студенческих волнениях на пекинской площади Тяньаньмынь, всю свою творческую энергию он сосредоточил на создании телевизионных документальных фильмов о Китае.
"О кампании "ся фан" я впервые узнал около 10 лет назад. Мне очень хотелось снять документальный фильм о сиротах-подростках, отправленных в сельскую местность", - говорит Икэя. После долгих и трудных поисков он нашел Хайся. Ее бросили родители и воспитывали жители Янани. Когда ей исполнилось 18 лет, она стала искать своих родителей.
Работать над фильмом было очень трудно. Сначала Икэя сказали, что он не может даже взять интервью у Хайся, поскольку она якобы "задержана за правонарушение". "Но мне было ясно, что никто ее не задерживал. Просто чиновник был напуган, когда понял, что мы собираемся снимать что-то связанное с "культурной революцией", - вспоминает Икэя.
Хайся находит своего отца с помощью жителей Янани и одноклассников её родителей в Пекине.
Ван Лючэн, отец девушки, - бедный и одинокий человек. Он работает сторожем на одной из пекинских фабрик. Получая менее одной трети средней зарплаты китайского служащего, он еле сводит концы с концами. Живет он в тесной убогой комнате и одет в то, что дают в качестве пожертвований неимущим.
Ван плачет, когда видит фотографию дочери. "Мне жаль, что мы вообще появились на этот свет, - говорит с горечью Ван. - Я и сейчас ничего не могу сделать для дочери, даже если и встречу ее".
Кампания по переселению длилась более 10 лет, не давая молодежи возможность получить образование и квалифицированную специальность.
И сейчас, после освобождения от рабства, эти люди не могут найти себе места в жизни, поскольку у них нет необходимых навыков для того, чтобы заняться предпринимательством или получить хорошие рабочие места на производстве.
"Когда я снимал этот фильм, я не ставил перед собой задачу изучить общество и его историю. Я просто хотел заглянуть народу в глаза", - говорит Икэя.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях