Статьи по дате

The New York Times | 2 декабря 2004 г.

Украинская риторика России возвращает во времена холодной войны

Эрин Арведланд

Высказываясь по поводу кризиса с выборами на Украине, Кремль в среду сорвался на визгливые тона, когда российские власти, стряхнув пыль с разговорника времен холодной войны, выплеснули все свои обиды в связи с несбывшимися имперскими амбициями и страхи перед вмешательством Запада в сферу влияния России.

Это началось еще в выходные, когда кремлевский политтехнолог Глеб Павловский озвучил представление многих россиян об истинной причине политического кризиса на Украине: Запад использует Украину в качестве полигона для революции, которая в конечном итоге может дойти до России.

В интервью телекомпании НТВ в воскресенье Павловский сказал, что дело придется иметь не с политическими технологиями, а с революцией, и к этому надо быть готовыми.

Сергей Ястржембский, представитель России в ЕС, вторя Павловскому, заявил, что ни для кого не является секретом, кто именно стоит за этими событиями. Он отметил сходство между уличными выступлениями в Киеве в поддержку оппозиционного кандидата Виктора Ющенко и более ранними демонстрациями в Польше и Белграде: "Видимо, одни и те же средства, одни те же кукловоды, сценарии очень похожи".

Кремль при президенте Владимире Путине резко отличается от того, каким он был в начале постсоветского периода под руководством Бориса Ельцина, который пошел навстречу Западу и порвал с такими традиционными союзниками, как Белоруссия. Путин - выходец из спецслужб, и он не однократно публично сожалел о кончине Советского Союза. Кремль сегодня рассматривает Украину практически как принадлежность России.

Даже молодые успешные россияне, чьи воспоминания о советских временах - это зачастую воспоминания о дефиците продуктов, разделяют позицию Путина по Украине. Мои российские коллеги приводят меня в полнейшее замешательство, когда говорят нечто вроде: "Россия должна послать танки на Украину - прямо сейчас". И это говорит банкир из Великобритании, работающий в российской компании.

Обобщая, можно сказать, что события на Украине выкристаллизовали определенные страхи в российском обществе, которое отчаянно пытается восстановить закон и порядок, укрепить экономический рост и приостановить повсеместную коррупцию. В культурном и историческом плане Украина - это во многом "мать России", объясняет Олег Калугин, бывший советский генерал КГБ, сбежавший на Запад и проживающий теперь в Вашингтоне.

Эти страхи глубоко укоренились, считает он. "Они действительно боятся, что если Украина отвернется от России, то физическая безопасность окажется под серьезной угрозой. Это связано с вековой историей поруганного империализма, иностранными интервенциями, страхами перед внешними влияниями и привычкой не доверять Западу".

Эти настроения в некоторой степени отражаются и в высказываниях Кирилла Фролова, консервативного обозревателя, эксперта по Украине. Он сказал, что чужаки должны понимать, что Ющенко и его сторонники - это не демократы. Признав с одной стороны, что Россия и Запад больше не враги, он в то же время сказал, что главная ошибка Запада - то, что он оказывает помощь Ющенко и новому режиму.

"Они не хотят понять, что украинский национализм - это враг демократии, - говорит он, - а Ющенко - знамя национализма. Это коричневый режим. Если Запад поможет Ющенко, он породит огромную проблему. Это ошибка".

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru