Статьи по дате

Süddeutsche Zeitung | 2 декабря 2005 г.

Россия сожалеет, что эра Шредера закончилась, но надежды не теряет

Франк Нингуйзен

Высказывания Михаила Горбачева в России утратили свою былую популярность. Однако если он хочет сказать что-то о российско-германских отношениях, то работники Кремля еще внимательно его слушают. На этот раз он дал о себе знать из Санкт-Петербурга, где в четверг открывал "Петербургский диалог". Там бывший президент советского государства сказал, что "сильных изменений" после избрания Ангелы Меркель федеральным канцлером не произойдет. Все разговоры об ухудшении российско-германских отношений - это провокация.

Высказывание Горбачева - это его личное мнение, но, тем не менее, оно отражает тот факт, что официальные круги в Москве ожидают от Меркель: продолжения отношений. Чтобы продемонстрировать гладкий переход, министр иностранных дел Франк Вальтер Штайнмайер уже в субботу вылетит в Москву, где он в ходе визита встретится с президентом Владимиром Путиным. Визит Меркель в Кремль запланирован на январь, и там ожидают, что она сделает главный акцент на том, что обе страны будут и дальше развивать свои замечательные отношения.

Это звучит почти неприлично после всего того недоверия, которое накопилось в России с того момента, когда стало ясно, что эра Шредера близится к концу. Открыто об этом в Москве, конечно, не говорилось, однако это отражалось в символике: когда в августе Вольфганг Шойбле в качестве внешнеполитического посланника Меркель посетил Кремль, его принял только руководитель администрации.

Москва предполагает, что новый канцлер будет поддерживать более тесные отношения с США и отдалится от России. "В отношениях между двумя странами может наступить определенный период охлаждения", - предрекал Игорь Максимычев из института Европы при Российской академии наук за несколько дней до выборов в бундестаг. Сейчас он заговорил по-другому, и это в какой-то мере связано со Штайнмайером. "Он выступает своего рода гарантом последовательности германской внешней политики в целом и по отношению к России в особенности", - написал он в одном докладе для российского информационного агентства РИА.

На очередной встрече кабинета Путин недавно сказал на типичном канцелярском языке, что он разговаривал с Меркель и что они "договорились о ряде совместных действий по осуществлению уже намеченных проектов". Это можно расценить как намек на то, что Путин хочет продолжать дружбу Кремля с ведомством канцлера и при Меркель.

За прошедшие годы ничто не могло поколебать дружбу Путина и Шредера. Когда Путин после 11 сентября воспользовался ситуацией и объявил войну в Чечне частью международной борьбы с терроризмом, Шредер охотно дал себя в этом убедить. С тех пор Путин мог не опасаться критики из Берлина. Далее, когда был разгромлен нефтяной концерн ЮКОС и арестован его глава Михаил Ходорковский, Шредер остался на стороне Путина. Утверждение, что российский президент "кристально чистый демократ", в министерстве иностранных дел не было встречено с большой радостью. Однако козырем Шредера стала огромная экономическая выгода, которую символизировал совместный проект строительства газопровода по дну Балтийского моря, который должен утолить энергетическую жажду Германии на долгое время.

А Меркель? На посту канцлера она, несомненно, тоже будет сдержанна в своей критике. Четыре года назад она уже показала умение сдерживаться. Тогда после встречи с Путиным в Москве она сказала: "Он выступает в защиту оппозиции и свободы СМИ".

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru