The Washington Post | 2 декабря 2008 г.
Карибский фарс России
Энн Эпплбаум
Как признал несколько месяцев назад президент Венесуэлы Уго Чавес, Россия своим поведением пытается показать, что она, как и Соединенные Штаты, может играть в имперские игры, пишет газета The Washington Post.
Издание описывает инцидент, произошедший на борту корабля "Адмирал Чабаненко" во время визита российского президента Дмитрия Медведева в Венесуэлу на прошлой неделе. Когда Чавес поднимался на борт судна, где находился Медведев, российские охранники не хотели пускать телохранителей, сопровождавших венесуэльского лидера, и те попытались прорваться туда силой.
Этот инцидент был вскоре исчерпан, оставшаяся часть визита Медведева в Латинскую Америку, во время которого он встретился с Фиделем Кастро и его братом Раулем, прошла без эксцессов.
Однако образ телохранителей, препирающихся друг с другом на разных языках, весьма характерен. Ведь Медведев оказался на Кубе и в Венесуэле на прошлой неделе из-за того, что вряд ли получил бы такой же теплый прием в Тбилиси или в Киеве, не говоря уже о Варшаве и Праге, а также потому, что современная российская политика основана на странном парадоксе.
С одной стороны, русские вернулись к языку, символике и даже историографии империализма. Но, с другой стороны, российская политическая система с ее коррумпированным капитализмом, демократическими ритуалами без демократии как таковой, жестким контролем СМИ, вездесущей преступностью однозначно является непривлекательной в той сфере влияния, по поводу которой русские всегда волновались больше всего, - в Европе. Во время холодной войны существовали европейские и американские коммунисты, которые восхищались Советским Союзом и поддержкой которых СССР мог манипулировать в своих интересах. А сейчас ни в одной европейской стране не найдется ни единого популярного движения, призывающего к расширению экономической роли олигархии российского типа, отмечает Энн Эпплбаум.
Поэтому Медведеву приходится путешествовать в такую даль. С точки зрения российской перспективы, Венесуэла и Куба не так важны, как Германия или Грузия, но образ русских на Кубе навевает определенную ностальгию. По крайней мере, это доказывает, что Медведев, как и его советские предшественники, играет в игры на заднем дворе Америки.
Остается только надеяться, что у президента Барака Обамы окажется достаточно чутья, чтобы игнорировать все это, как это делал президент Буш. Для США будет лучше всего относиться к выходкам России как к упражнениям в искусстве пиара, чем они, собственно говоря, и являются. Пусть российские корабли сколько угодно тренируются в Карибском регионе, а российские и венесуэльские телохранители препираются друг с другом на трапе корабля, и пусть Медведев проводит сколько угодно времени с Чавесом и Кастро. В любом случае, их дружба будет недолгой, если цены на нефть останутся на невысоком уровне. Но российский визит в Венесуэлу – это не Карибский кризис, Медведев не Хрущев, а Кастро уже не тот, что пятьдесят лет назад. Как говорил Маркс, история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой раз – в виде фарса.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях