InoPressa: тема дня | 2 декабря 2011 г.
"Автократ" Путин будет править в условиях небывалой демократии?
Обзор прессы
В России назрели реформы, допускающие подлинную политическую конкуренцию, "иначе россияне проведут их за Путина", пишут западные СМИ, подозревая, что будущего президента больше занимает воссоздание Российской империи. Нет, "Путин знает, что застой приведет к революции", более того - ему "придется иметь дело с наибольшей в российской истории демократией", возражают российские политологи Юргенс и Мигранян.
В России происходит нечто поразительное, утверждает The Financial Times в редакционной статье. Освистывание Путина на матче борцов похоже на момент, когда политический ветер меняет направление. "То, что соцопросы демонстрировали уже несколько месяцев, становится политической реальностью", - полагает газета. Путин обнаружил, что для современной политической жизни 12 лет у власти - это очень долго. Даже компартия Китая каждые пять лет обеспечивает пополнение в рядах высшего руководства, замечает газета.
"Арабской весной" пока не пахнет, продолжает FT. Но в России существует опасный вакуум: нынешняя система сознательно препятствовала появлению альтернативных лидеров и партий, особенно либерально-демократических. Первоочередная задача Путина как президента - реформы, допускающие подлинную политическую конкуренцию. "Иначе россияне проведут эти реформы за него", - предостерегает британское издание.
"Россияне разочарованы, они устали от авторитарной и бюрократической системы, которая не оставляет альтернатив и выдвигает себя еще на 12 лет правления", - пишет Il Sole 24 Ore. В блогосфере появляются все новые обвинения со стороны оппозиции, немногочисленные независимые обозреватели, которых Владимир Путин называет предателями, выражают свою обеспокоенность. При этом обвинения в адрес партии "Единая Россия", ставшие причиной снижения ее популярности, вызывают у Кремля все большую нервозность. "Путин становится все более раздражительным из-за явного падения популярности", - утверждает обозреватель издания в заголовке своего материала.
Реинкарнация Путина в качестве президента - суровый вызов, к которому плохо готовы западные державы, увязшие в собственных проблемах, полагает обозреватель The Guardian Саймон Тисдолл. Для Рейгана СССР был "империей зла", но Путин назвал распад СССР величайшей геополитической катастрофой века и, как считает автор, поставил цель устранить последствия этой катастрофы. В президентском кресле "Путин вновь будет держать внешнюю политику России под контролем, которого никто не сможет оспорить".
По мнению Тисдолла, Путин никогда особенно не интересовался внутренней политикой, и "его единственная политическая уловка - гипернационализм". Постепенно проявляются элементы стратегии Путина по возвращению России статуса великой державы. "Во многом план предопределяется противостоянием с традиционным недругом - Соединенными Штатами", - пишет Тисдолл. Так, на прошлой неделе Кремль пригрозил выйти из СНВ, если США не откажутся от планов ЕвроПРО. Между тем СНВ был стержнем "перезагрузки", которую Белый дом считает своим крупным достижением и козырем для переизбрания Обамы.
Путин активно воскрешает идею союза бывших советских республик Средней Азии, "путинский проект третьей империи также включает в качестве ключевого элемента ужесточение политизированного контроля Москвы над поставками стратегических энергоносителей в Европу", пишет автор. Автор находит много других примет "ответного удара империи": сопротивление России "любому вмешательству в "ближнем зарубежье", отказ вводить санкции в отношении Сирии, "фактическая защита иранской ядерной программы". Кроме того, Путин продолжает уделять приоритетное внимание модернизации российской армии, говорится в статье.
"Мартовские выборы ни в коей мере не будут состязанием. Настоящая схватка начнется только после выборов", - делает вывод автор.
Для большинства населения главный лозунг Владимира Путина - "Стабилизация!" - сохраняет свою привлекательность и убедительность, - указал в интервью Les Echos вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. По мнению Юргенса, предстоящие выборы не приведут к застою, "потому что Владимир Путин не так глуп". "Он знает, что застой приведет к революции, как в Египте. Сегодня из-за избирательной кампании присутствует националистический и консервативный тон, потому что Владимир Путин должен удовлетворить свое окружение. Но после обоих выборов должна произойти корректировка политического курса. Путин обещал взять Дмитрия Медведева на должность премьер-министра, и он сдержит слово, по крайней мере в первые 2-3 года президентства, - полагает Юргенс. - Наш аналитический центр сделает все, чтобы Дмитрий Медведев стал русским Франсуа Фийоном и получил реальную власть при президенте. Кроме того, Путин включит в свою команду таких ведущих либеральных деятелей, как Алексей Кудрин, - уверен Юргенс. - Он нужен России в качестве министра финансов".
Юргенс признался, что до сих пор считает Дмитрия Медведева более подходящим президентом для того, чтобы вести Россию вперед. "Он действительно хотел идти на второй срок, но проиграл под давлением консерваторов. Из-за ужесточения тона российской дипломатии, а на внутренней сцене - из-за влияния кругов, которым грозит борьба с коррупцией. Эти круги боятся, и они добились того, чтобы Дмитрий Медведев не оставался в Кремле".
Мнение, что на парламентских выборах "Единая Россия" легко придет к власти и это станет первым шагом к неизбежной диктатуре Путина, абсолютно не соответствует истине, заявляет в статье для The Christian Science Monitor политолог Андраник Мигранян. По его мнению, если Путин вернется на президентский пост, ему придется "создавать коалиционное правительство из разнородных фракций, чтобы получить возможности управлять страной эффективно". "Это будет нелегкая задача, и трудоемкий процесс наверняка опровергнет "миф о Путине" - мнение, будто бывший и, вероятно, будущий президент планирует восстановить СССР в качестве своей личной игрушки", - пишет Мигранян.
Путин слывет человеком из народа, отстаивающим чаяния простых людей, способным также успешно вести международные переговоры в интересах России, отмечает автор. Однако его партия нуждалась в серьезной реорганизации. "И Путин это сделал", - пишет автор, подразумевая создание Общероссийского народного фронта.
Путин и сам изменился после окончания своего второго президентского срока. "Он жаждет начать сначала с более широкой и иной группой поборников и предложений, некоторые из которых понравятся не всем", - считает политолог. Так, Путин не боится говорить о болезненном пересмотре пенсионной системы ради фискальной дисциплины.
Глупо думать, будто Россия вскоре вновь покорится власти одного человека. "На деле есть убедительные аргументы в пользу того, что Путину придется иметь дело с наибольшей в российской истории демократией", - пишет автор. Путин - человек сильный, но деспотом он не сможет стать даже если захочет, поскольку Россия уже более 20 лет движется по пути рынка и демократии, заключает Мигранян.
Также по теме:
Победа по умолчанию для будущего президента Путина (Les Echos)
Путин неожиданно стал уязвим (Süddeutsche Zeitung)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях