Le Figaro | 2 февраля 2004 г.
Робкое возрождение короткометражек
Людовик Буто
26-й Международный фестиваль короткометражных фильмов в Клермон-Ферране, который будет проходить здесь до 7 февраля, предлагает 200 кинолент. На конкурсе представлены фильмы трех категорий: национальные, иностранные и "лабораторные" (экспериментальные ленты). По этому случаю кинозалы центрального города провинции Овернь посетит не менее 130 тысяч кинозрителей - профессионалов, любителей и просто любопытных. Этот наплыв может вызвать удивление: ведь короткометражки, на первый взгляд, выглядят как нелюбимые пасынки кинематографа.
Тем не менее короткометражное кино (к таковому причисляются фильмы, экранное время которых составляет от 1 до 59 минут) с первых дней существования "седьмой музы" было доминирующей формой кинематографического искусства. Фильмы братьев Люмьер и Мелье - по причине технических ограничений того времени - были короткометражными, и до начала первой мировой войны короткий метраж был главным форматом, использовавшимся режиссерами.
В дальнейшем техническая, эстетическая, художественная и экономическая эволюция кино дала возможность перейти к длинному метражу, хотя короткометражные ленты по-прежнему показывали в кинозалах. Они использовались как средство развлечения зрителей (лучший тому пример - мультипликационные короткометражки крупных американских киностудий), как форма кинодокументалистики или как самостоятельный жанр.
Тем не менее короткий метраж не избежал действия законов кинематографического рынка: появление непрерывных сеансов и реклама понемногу вытеснили его из полутемных кинозалов. Дошло до того, что в 70-е годы во Франции короткометражное кино практически полностью исчезло или слилось с кинодокументалистикой.
Реакцией на этот феномен стало возникновение многочисленных ассоциаций, которые попытались "реабилитировать" старый жанр, поощряя индивидуальные режиссерские инициативы, устраивая фестивали и помогая прокату. Поэтому на следующем Каннском фестивале по инициативе организации Marché du Film, который состоится в мае, предусмотрел специальный "уголок короткометражного фильма" (Short film corner) - торговую площадку в 200 кв. метров, выделенную исключительно для продажи короткометражных лент.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях