Financial Times | 2 февраля 2005 г.
Политика Путина и нефть
Робинсон Вест
Недавняя "покупка" лучшего актива ЮКОСа, крупного нефтяного игрока, российской государственной компанией ставит непростые проблемы, которые могут иметь серьезные последствия для России и всего мира.
Чтобы понять ситуацию, ее надо разбить на три аспекта: Михаил Ходорковский, российская нефтяная отрасль и мировой рынок нефти. Во-первых, судьба Ходорковского, миллиардера и олигарха, заполучившего активы, из которых сложился ЮКОС, во время приватизационного бума начала 1990-х годов. Группа "Менатеп" купила активы за гроши, используя государственные средства, лежащие в банке "Менатеп". Впоследствии группу реструктурировали, чтобы защитить ее активы от кредиторов.
Ходорковский - человек умный и жесткий. К его чести надо признать, он управлял ЮКОСом эффективно, используя лучшие западные технологии и способных менеджеров. Объем производства ЮКОСа превысил 1,7 млн баррелей в день, и он стал крупнейшим российским производителем.
Ходорковский стал любимцем западных СМИ отчасти потому, что он привлекателен, четок и кажется искренним, а отчасти потому, что он не жалел денег для западных аналитических центров, консультантов и пиарщиков, певших ему дифирамбы.
В России отношение к нему было совсем другим, и о его падении не жалеют. Многие считают его жестоким и коррумпированным. Он покупал членов Думы, чтобы блокировать правительственные законопроекты. У Ходорковского обнаружились и политические амбиции: он добивался от Думы изменений Конституции РФ, которые ослабили бы президента, давая ему возможность стать при нем сильным премьер-министром, по британскому образцу.
Президент Владимир Путин боялся и ненавидел Ходорковского за его богатство (на пике - более 15 млрд долларов), способ, каким он его нажил, и желание распространить свое влияние на политику.
Кремль уничтожил ЮКОС и Ходорковского, используя сочиненную на скорую руку программу огромных налоговых претензий и манипуляций судебной системой. Методы были своеобразными, а результат - предсказуемым.
У Путина имеются грандиозные замыслы, касающиеся российской нефтяной отрасли. Он считает, что государство должно играть ведущую роль в стратегически важных отраслях, в частности - нефтегазовой. Доходы и налоги от нефти и газа составляют 40% государственных доходов, приносят значительную часть валюты и субсидируют отечественную промышленность и сельское хозяйство. Слияние газовой монополии "Газпром" с государственной нефтяной компанией "Роснефть", сопровождающееся поглощением активов ЮКОСа, создаст крупнейшую в мире компанию по производству углеводородного сырья. Она станет для Кремля источником влияния и престижа, заменив когда-то великую армию, от которой остался лишь разрушающийся остов.
Однако не исключен риск того, что Кремль разрушит нефтяной сектор, а не сделает его предметом всеобщей зависти. Тактика, которую использовал Кремль для того, чтобы посадить Ходорковского, довести до банкротства ЮКОС и захватить его активы, показала, что российская судебная система неэффективна и политизирована. Это напугало и российских, и иностранных инвесторов, пусть они и не испытывают симпатий к Ходорковскому. Россия может обладать большими нефтяными резервами, но без крупных инвестиций и грамотного управления нефть не потечет. Несмотря на обилие разговоров о России, нефтяные инвестиции уходят по большей части в Западную Африку. Риски в России всегда были велики и растут, как грибы после дождя.
Последствия дела ЮКОСа могут быть огромными. Объем российского производства, сейчас второй в мире, может упасть, а не вырасти, а вслед за ним поползут вниз российская экономика и престиж. По оценке PFC Energy, российское производство, которое сегодня составляет 9,2 млн баррелей в день, достигнет пика в 10 млн баррелей в день в 2008 году, а затем, без огромных капиталовложений, новых технологий и эффективного менеджмента, выровняется и начнет снижаться. В отсутствие стабильной правовой и эксплуатационной обстановки Россия не сможет добиться намеченных целей в производстве. Миру нужна вся российская нефть. При растущем спросе со стороны Китая и Индии и ненасытности США рынки будут скудными и все более зависимыми от Ближнего Востока.
Нестабильность российского нефтяного сектора была бы катастрофой для мировой экономики, равно как и для самой России. Путин должен понять, что ему нужен эффективно управляемый и хорошо финансируемый нефтяной сектор. Он имеет право хотеть, чтобы в нем доминировало государство, но управлять им надо эффективно. Дело ЮКОСа свидетельствует о том, что он движется в противоположном направлении, и, если он не скорректирует курс, это нанесет ущерб интересам России и всего мира.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях