The Washington Post | 2 февраля 2006 г.
Россия вновь сталкивается с проблемой издевательств над призывниками
Питер Финн
Чудовищный случай издевательств в одном из российских военных училищ вновь сделал проблему жестокого обращения с новобранцами предметом общественного внимания и породил волну требований в адрес министерства обороны наконец заняться вопросом, который оно многие годы игнорирует.
В новогоднюю ночь пьяные старослужащие привязали 19-летнего рядового к стулу и три часа били его по ногам. Призывник, который после избиения не мог стоять, получил медицинскую помощь только 4 января. У него уже началась гангрена, и врачам пришлось ампутировать ему ноги, а также половые органы.
Были избиты еще восемь солдат, но не так ужасно, как Андрей Сычев, который остается в больнице в тяжелом, но стабильном состоянии. Высокопоставленные чиновники в Москве заявили, что до прошлой недели ничего не знали об инциденте.
Во вторник, на ежегодной пресс-конференции президент Владимир Путин назвал этот случай ужасным. Президент сказал, что ждет от министерства обороны предложений по улучшению условий службы, включая создание военной полиции. Он добавил, что контролировать правопорядок в армии надо жестче.
Правозащитные организации не первый год говорят об издевательствах в армии. "Большинство офицеров либо предпочитает игнорировать издевательства, либо поощряет их, считая насилие эффективным средством поддержания дисциплины, - говорилось в докладе Human Rights Watch за 2004 год. - На протяжении первого года службы призывники живут под постоянной угрозой насилия за неспособность выполнить требования военнослужащих второго года службы, касающиеся чистки их обуви, снабжения их едой и спиртным".
Все российские мужчины в возрасте от 18 до 27 лет по закону должны отслужить два года в армии; к 2008 году этот срок будет сокращен до одного года. Однако многие родители идут на все, чтобы спасти сыновей от призыва. По данным министерства обороны, в армию попадает лишь около 9% лиц, подлежащих призыву.
Армия утверждает, что занимается проблемой издевательств. На прошлой неделе военные сообщили, что в 2005 году 16 солдат погибли в результате издевательств. Однако правозащитники утверждают, что цифра была бы намного выше, если бы в число погибших включили тех, кого издевательствами довели до самоубийства. По данным министерства обороны, в прошлом году покончили с собой 276 солдат.
"То, что последний случай получил широкую огласку, дает нам некоторую надежду на то, что ситуация изменится, - заявила Анна Каширцева из Комитета солдатских матерей. - Однако есть только одно реальное решение: избавиться от армии, которая комплектуется по призыву, бесполезной и даже вредной, и заменить ее профессиональной армией с профессиональными офицерами".
Врачи Челябинска, где избили Сычева, позвонили в местное отделение Комитета солдатских матерей и сообщили об инциденте, но широкую огласку он получил лишь на прошлой неделе. Родственникам солдата ничего не сообщали до первой ампутации.
Министр обороны Сергей Иванов, которого называют вероятным преемником Путина, поначалу пытался приуменьшить значимость инцидента, когда журналисты спросили его об этом случае во время поездки министра в Армению на прошлой неделе. "Там нет ничего серьезного, иначе я бы об этом знал", - заявил Иванов. Он дал задний ход, когда стало известно об общественной реакции на трагедию.
Иванов отправил генерала на место преступления, в Челябинское танковое училище, расследовать инцидент и причины, по которым о нем не доложили вышестоящему командованию. Иванов уволил начальника училища; источники утверждают, что министерство ускорит закрытие училища, которое и так планировалось расформировать в этом году.
11 военнослужащих, включая нескольких офицеров, находятся под следствием, двое солдат взяты под стражу. Одного из них Сычев назвал зачинщиком издевательств. Сычев пытается, но не может говорить, не может есть, рассказала российским СМИ его мать Галина. "Когда мы его навещаем, мы просто стоим и пытаемся приласкать и утешить его".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях