Die Zeit | 2 февраля 2007 г.
Несравненный
Йоханнес Фосвинкель
Президент России Владимир Путин приглашает на открытый разговор. Журналисты приходят - и начинают угодничать
Наблюдатели, следившие за ходом пресс-конференции в этот четверг - почти за год до предстоящих выборов президента - надеялись узнать наконец о политическом завещании нынешнего президента Владимира Путина. Однако пресс-конференция была похожа скорее на очередное переиздание классики: журналисты задавали вопросы с ключевыми словами, а Путин демонстрировал свое красноречие в ответах.
1112 журналистов, почти четверть из которых - иностранные, пришли в большой зал Кремля для того, чтобы, как выразилось одно информагентство, "поджарить президента на гриле". Однако Путин до конца оставался хладнокровным. У журналистов нет ни малейшего шанса сделать хоть шаг в сторону, и многие российские журналисты своими вопросами демонстрировали живые примеры показанной на всю страну самоцензуры.
Первый государственный телеканал начал трансляцию пресс-конференции в 12 часов вместо обычного в это время ток-шоу "Лолита. Без комплексов". В самом начале Путин, видимо еще не сконцентрировавшись, запинаясь, перечислил почти с бухгалтерской точностью показатели экономических успехов страны. Приведенные цифры действительно могут свидетельствовать об экономическом росте, составившем в этом году почти 7%, при этом удалось снизить инфляцию до отметки ниже 10%.
Затем глава пресс-службы президента выбрал тех, кто будет задавать вопросы. Многие журналисты держали в руках листы бумаги, на которых было написано, из какого они города. Корреспондент из Грузии помахала даже своим национальным флажком, чтобы обратить внимание президента. В зале все пестрело, разнообразными были и вопросы.
Путину доставляло очевидное удовольствие, как во время теннисного матча, успешно отражать любой выпад противника. Он охотно демонстрировал, как искусно он овладел защитой от неприятных вопросов. Использует ли Россия свои энергоресурсы для политического шантажа, например, в отношениях с Белоруссией? - Конечно, нет, это было чисто коммерческим вопросом. Существует ли давление государства на гражданское общество? - Откуда? Государство готово к диалогу с неправительственными организациями. Подавление СМИ? - Нет, конечно, государству нужны свободные СМИ в борьбе с коррупцией, и Россия будет защищать журналистов.
В какой-то момент Путин демонстрирует заранее просчитанный жест "покорности": "Я не правлю, я просто работаю". В качестве передышки между тяжеловесными политическими вопросами весьма кстати пришелся вопрос, как президент справляется с плохим настроением. Он "старается проконсультироваться со своей собакой", ответил он развеселившейся братии репортеров.
Неожиданный ответ президента на вопрос о том, когда он назовет своего преемника, на миг привел некоторые информагентства в оцепенение: преемников на пост президента не будет, заявил Путин. И продолжил: он оставляет за собой право сказать о своем предпочтении в отношении будущего кандидата на президентский пост только во время избирательной кампании. Что, по сути, одно и то же.
Что касается всего остального, то, по словам президента, отношения с расположенными по соседству бывшими советскими республиками постоянно улучшаются, цены на газ внутри страны остаются низкими, а с коррупцией ведется непримиримая борьба. Хотя еще многое надо сделать. В объективы телекамер чаще всего попадали кивающие или усердно записывающие ответы президента журналисты. В общем, ничего нового, и, как всегда, блюдо хорошо подано.
Путин представил возрожденное в течение всего нескольких лет самосознание на удивление успешного государства, которое может настаивать на собственной точке зрения относительно внутренних и международных проблем. "Устойчивость российской государственности позволяет смотреть на это свысока", - заявил Путин, отвечая на вопрос о международных теориях заговора, и какое-то время его голос звучал отнюдь не миролюбиво.
Хотя в общем и целом он презентовал российское особое мнение довольно взвешенно. На вопрос о том, считает ли он, как и мэр Москвы Юрий Лужков, что проведение гей-парадов - дело рук сатанистов, Путин лишь отметил, что его отношение связано с исполнением служебных обязанностей, а одна из главных проблем страны - демографическая. Многие другие представители политической элиты дали бы на его месте волю своему отвращению.
Этот марафон вопросов каждый раз ложится как бальзам на душу страны. Многие люди в России каждый раз радуются примерному государственному деятелю Путину, каким он предстает на пресс-конференциях, хотя со временем воспоминания о хаотичных телодвижениях и нетрезвых выходках предшественника Путина Бориса Ельцина начинают стираться из памяти. Суверенный президент часами держит ответ перед своей страной и всем миром, демонстрирует способность к основательному анализу проблем и ошеломляет своей удивительной памятью на цифры - своего рода "Путин. Без комплексов". Ни одному государственному деятелю это не по зубам, даже несмотря на то, что некоторые вопросы выглядят обговоренными заранее и известно, как скрупулезно Путин готовится к подобным мероприятиям. При таких достижениях не существенно даже то, что между словом и делом пролегает пропасть.
Однако не случайно, что популярности добился именно Путин. Пресс-конференция для журналистов и ее "народный вариант" - ежегодный "Прямой эфир президента" с ответами на вопросы граждан - поддерживают миф о добром кремлевском царе, к уху которого надо получить непосредственный доступ, потому что он вечно окружен злыми советниками и бездарными правительственными чиновниками.
Ремонт аэропорта на Сахалине, несправедливое ипотечное кредитование, "материнский капитал" - все это должно касаться шефа, а его слова - лить бальзам. Таким образом, многие восприняли как иронию обращение к президенту одной журналистки из Владивостока: "Несравненный Владимир Владимирович, вы же все знаете и все умеете".
Почти каждый вечер в выпусках новостей на российских телеканалах можно увидеть, как Путин встречается с правительством или принимает отдельных министров. Склонив голову, сидят перед ним министры и, как школьники, отвечают на вопросы дня. Под бдительным учительским оком делают пометки, когда он дает им нагоняй. Публичная "порка" кабинета министров оказывает не только терапевтическое воздействие на несчастных граждан, но и создает у них впечатление непосредственного участия в политической жизни страны. Ну и что, что все важные решения принимаются в других местах и другими действующими лицами.
Пресс-конференция не прояснила идей и целей власть имущих в России, продемонстрировав лишь виртуальную открытость. В памяти остается новый рекорд: за 3 часа 32 минуты Путин ответил на 69 вопросов, что на 7 минут дольше, чем в прошлом году. По крайней мере, эти цифры соответствуют действительности.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях