Le Soir | 2 июля 2002 г.
Существуют ли тайные каналы "исламских алмазов"?
Алэн Лаллеман
Освобождение под залог в эту пятницу торговца алмазами Сандживана Рупра вновь сделало актуальным вопрос: что на самом деле известно о связях между алмазами и финансированием исламских экстремистов?
Залог, выплаченный Сандживаном Рупра, составил лишь 7 500 евро, ничтожная сумма для человека, который превратил африканскую горнодобывающую промышленность в свою профессию и которого больше ничто не удерживает на территории Бельгии. В эту пятницу, по решению обвинительной палаты Брюсселя, был отпущен на свободу человек, которого Объединенные Нации считают одной из ключевых фигур, поставлявших оружие режиму Чарльза Тейлора, человек, от которого ФБР хотело бы получить свидетельские показания об отношениях, связывавших российского торговца оружием Виктора Бута и "Аль-Каиду", человек, который не отрицал, что предоставлял Виктору Буту свое бюро в Либерии, один из своих мобильных телефонов и несколько счетов в банке. Иными словами, этот человек, арестованный в феврале в Уккле, сегодня на свободе. Ему предъявлено обвинение, но он на свободе.
Может ли аналогичным образом оказаться на свободе другой заключенный, деятельность которого, как кажется, подтверждает версию о существовании "алмазного" канала, ведущего в "Аль-Каиду"? Этого заключенного зовут Сами Осайли. Он торговец драгоценными камнями из Антверпена. В апреле он был вынужден отвечать на вопросы Высшего алмазного совета после того, как банк Artesia сообщил о подозрительных операциях. Этот Совет, в свою очередь, поставил в известность прокуратуру Антверпена. Осайли обвиняют в том, что он вывозил алмазы из Сьерра-Леоне (в обход эмбарго ООН) и финансировал "Аль-Каиду" через представителей "Хезболлах". Осайли также фигурирует в специальном докладе ООН, опубликованном в апреле этого года.
Тот факт, что судебные власти были проинформированы о деятельности Осайли Высшим алмазным советом, свидетельствует о том, что речь идет о достаточно серьезном деле.
Вместе с тем в досье Рупра никогда не было никаких серьезных доказательств существования связи между "Аль-Каидой" и контрабандистом Бутом. Версия о связях "Аль-Каиды" с "Хезболлах" в том виде, в каком она преподносится в деле Осайли, может считаться более классической, но также недоказуемой.
В течение двух лет бельгийская служба военной разведки предупреждала о том, что средства от торговли алмазами в Антверпене, как кажется, поступают на счета движения "Хезболлах". Но как можно объяснить связь между этим шиитским экстремистским движением и "Аль-Каидой", тоже экстремистской группировкой, но суннитского толка?
Газета Washington Post в своем воскресном выпуске дает понять, что неформальные связи, установившиеся между этими движениями до 11 сентября, с благословения Усамы бен Ладена обрели официальный характер после терактов и что эти две группировки, несмотря на существующие разногласия, действуют вместе в сфере отмывания денег, приобретения оружия, фальшивых документов и т.д.
Остается лишь выяснить, не ведут ли общую бухгалтерию "Хезболлах" и "Аль-Каида", используя алмазы, в качестве способа отмывания денег? Основываясь на материалах, собранных федеральной бельгийской полицией, можно предположить, что объем контрабанды алмазами оценивается, как минимум, в 223 миллиона евро. Колоссальная сумма. И этими средствами, вероятно, пользуются террористические группировки. В ливанских посреднических кругах получены сведения, подтверждающие данное предположение. Однако то, что "Аль-Каида" прибегает к этому методу регулярно, и то, что "Хезболлах" и "Аль-Каида" поддерживают тесные контакты, еще предстоит доказать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях