Le Figaro | 2 июля 2003 г.
Ирак, "бремя белого человека"
Шарль Ламбросини
В Ираке Джордж Буш открывает для себя парадокс империализма. Как говорил Редьярд Киплинг, воспевавший "бремя белого человека", победа может быть прочной только тогда, когда завоеватель становится слугой для покоренных.
Спустя два месяца после вступления в Багдад американцы, мечтающие выступать в роли освободителей, которых будут носить на руках, превратились в ненавидимых всеми оккупантов. Каждый день солдаты гибнут, заводы взрываются, "коллаборационистов" убивают, а по стране ползут слухи о скором возвращении Саддама Хусейна. Никто не сожалеет о тиране, но агентам-провокаторам легко настраивать население против иностранного присутствия: оно уже забыло, что именно этому присутствию обязано свободой.
Масштабы восстановительных работ обещают быть огромными. Строить заново нужно все. Из-за отключений воды распространяются кишечные заболевания. Из-за нехватки теплоцентралей продолжаются перебои в электроснабжении. Больницы разграблены, школы тоже, даже из министерств вынесли компьютеры.
Создание политической системы, которая, как обещал Вашингтон, позволит вернуть Ирак иракцам, оказалось делом не менее сложным. Межэтнические различия остаются столь глубокими, а эмигранты, вернувшиеся в страну в фургонах "джи ай", вызывают столь сильную ненависть, что от первоначального проекта создания временного правительства пришлось отказаться. Поскольку демографическое шиитское большинство не обязательно станет большинством демократическим, идеологом Пентагона пришлось пойти на поклон к экспертам из Госдепартамента. По примеру французских и британских губернаторов колониальной эпохи, американцы сделали выбор в пользу прямого управления.
В противоположность тому, что произошло в Афганистане, отданном на откуп полевым командирам, Вашингтон "вложился" в Ирак в расчете на долгосрочную перспективу. Речь идет о стратегическом вопросе: контролировать эту страну значит гарантировать стабильность Ближнего Востока и обезопасить нефтяные коммуникации.
Столкнувшись с масштабностью задач, Америка внезапно осознала, что при всем своем могуществе она не может сделать все в одиночку. Чтобы более успешно финансировать восстановление страны, чтобы не быть обвиненными в колониализме иракцами, чтобы сохранить поддержку собственной общественности, США хотят теперь обратиться к союзникам. Представители конгресса даже советуют Белому дому не гнушаться обращением к тем странам, которые были против интервенции, в частности Франции.
Прислушается ли к совету Джордж Буш? Он, человек, слишком часто напоминающий того "тихого американца" из знаменитого романа Грэма Грина, о котором автор сказал: "Еще не было человека, чьи благие намерения причиняли бы стольких бед".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях