The Telegraph | 2 июля 2003 г.
Гонконг защищает свою свободу
Ричард Спенсер
Сотни тысяч демонстрантов вышли вчера на улицы Гонконга, протестуя против новых законов о подрывной деятельности. Это было крупнейшее проявление неповиновения в Китае со времени демонстрации 1989 года на площади Тяньаньмэнь.
Спустя шесть лет после того, как Британия вернула Китаю Гонконг, массовое собрание представителей среднего класса и профессионалов этой бывшей колонии призвало правительство отменить предложения, которые, по мнению многих, знаменуют собой "настоящую передачу", и уйти.
Масштабы демонстрации намного превзошли ожидания и затмили официальные торжества, почетным гостем на которых был китайский премьер Вен Цзибао.
Вен, еще до начала демонстрации, заявил, что законодательство "никак не отразится на различных правах и свободах, предоставленных законом жителям Гонконга".
Во время его речи несколько демонстрантов, требующих освобождения политзаключенных и прекращения однопартийного правления, сожгли китайский флаг. Их не подпустили к Вену, а его поспешно увезли к границе с Китаем, пока главная демонстрация не началась.
Правительство Гонконга, несмотря на широкую оппозицию, полно решимости поставить закон на голосование. Оно утверждает, что обязано обновлять законы, направленные против измены, подрывной деятельности, призывов к мятежу и сепаратизма, в соответствии с 23-й статьей Основного закона, согласованной конституции, принятой при передаче.
Критики утверждают, что правительство пошло дальше, чем было необходимо, и что в немногих законодательных системах сдержки и противовесы заменялись абсолютной лояльностью коммунистической диктатуре.
Особую озабоченность вызывают статьи, позволяющие правительству запрещать деятельность групп, которые Пекин считает угрозой национальной безопасности, или полагает, что они могут разгласить государственную тайну, являющуюся в Китае очень широким понятием.
Правительство почти обречено на такой путь, поскольку в законодательном собрании преобладают пропекинские настроения. Но, возможно, размеры вчерашней демонстрации его потрясли.
По оценкам полиции, в акции протеста участвовали 350 тысяч человек, но организаторы говорят, что на узкие улицы вышло 500 тысяч. Обе цифры намного больше ожидаемых 100 тысяч.
Многие демонстранты были в черном, в знак скорби по "утраченной свободе" Гонконга. Многие несли плакаты с изображением лидера Туна Чива, подавившегося сладким пирогом.
Их гнев вызывает не только 23-я статья, но и спад, отмечающийся в Гонконге после 1997 года. Замедление экономического роста и крах рынка недвижимости сильнее всего отразились на среднем классе. Регина Ип, министр безопасности, поддерживаемый Китаем, еще до начала акции протеста заявила, что никуда не уйдет.
Один из демонстрантов, 30-летний Кеннис Ли заявил: "Мы знаем, что правительство ничего не сделает, потому что нас не слушают. Мы пришли сюда, потому что, может быть, в последний раз можем сказать то, что хотим. Потом возможности не будет".
А 42-летний Питер Лэм сказал, что тоскует по временам британского правления. "Мы надеялись, что Китай сдержит обещание "одна страна ? две системы". Но спустя 6 лет мы разочарованы".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях