Corriere della Sera | 2 июля 2004 г.
Испания завидует итальянскому Дали
Мино Виньоло
Сальвадор Дали умер с мыслью о том, что был "самым гениальным и самым оригинальным художником XX века", мастером, заложившим основы современного искусства, единственным, кто способен добиться максимальной экспрессии в сюрреализме и поп-арте. Его жизнь и его творчество всегда сопровождались полемикой - как по причине систематического конфликтов со своими товарищами по авангардным движениям, так и по причине резкой смены политических взглядов. Последним таким вызовом было письмо, адресованное Франциско Франко, с благодарностью за то, что тот подписал, уже будучи дряхлым стариком, ряд смертных приговоров.
Не могло не сопровождаться полемикой и столетие со дня его рождения. По этому поводу в Испании 2004 год был провозглашен годом Дали и была организована целая серия выставок, семинаров, театральных представлений, публикации книг в память о человеке, который был художником, скульптором, дизайнером, гравировщиком, постановщиком, кинорежиссером, изобретателем, писателем.
Не понравился испанцам (или, если быть точнее, испанцам, которые могут быть такими же шовинистами, как французы) тот факт, что официальная ретроспективная выставка года Дали, самая богатая и амбициозная, организуется за рубежом. Ее можно будет увидеть в Палаццо Грасси в Венеции с 12 сентября 2004 по 16 января 2005 года. Затем экспозиция пересечет Атлантику и разместится в Художественном музее Филадельфии.
Вчера ретроспектива была представлена в Джироне, в самом центре Каталонии, дорогой сердцу Дали, в городке, расположенном неподалеку от Фигераса, где родился художник, в белом Кадакесе и в рыбачьем поселке Порт Ллигат. Магическая триада мест, где художник провел часть своей жизни. Куратор выставки Даун Адес, специалист по сюрреализму, предложила рассказать обо всем творчестве Сальвадора Дали, анализируя его артистический путь от истоков до самого последнего момента, основываясь в основном на живописи, но не забывая и о других проявлениях его творчества.
Будет выставлено свыше 200 произведений, переданных музеями, частными коллекционерами и культурными центрами 15 стран. На протесты, прозвучавшие в Испании в связи с упущенной возможностью, был дан шокирующий ответ: ни Мадрид, ни Барселона не продемонстрировали вовремя интерес, итальянцы и американцы оказались более расторопными.
Каталонский писатель Мануэль Траллеро так прокомментировал ситуацию: готовить год Дали, такой богатый событиями, и не организовать на родине художника антологическую выставку - все равно что приготовить тортилью без яиц.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях