Статьи по дате

Financial Times | 2 июля 2004 г.

Темп в деле ЮКОСа задают судебные исполнители

Эндрю Джек

Если у кого-то еще оставались сомнения по поводу ставок в битве вокруг ЮКОСа, вчерашний набег судебных исполнителей на московскую штаб-квартиру нефтяной группы подействовал отрезвляюще.

Судебные чиновники в сопровождении охранников начали выполнять решение суда, по которому от компании требуется заплатить 3,4 млрд долларов неуплаченных налогов и пени за 2000 год. Руководители ЮКОСа предупредили, что это может привести к банкротству компании.

Этот шаг может показаться агрессивным после того, как в июне президент Владимир Путин дал понять, что правительство "не заинтересовано" в банкротстве концерна. Но несмотря на судебное решение, которое многим представляется сомнительным, вопрос о том, насколько быстро и насколько справедливо от компании будут требовать денег, остается открытым.

"Это дает делу новый толчок и увеличивает давление на ЮКОС, стремящийся к урегулированию, - заявил Стивен О'Салливан, глава аналитического отдела московской брокерской фирмы UFG. - Вопрос теперь в том, сделают ли судебные власти разумный выбор и должны ли мы пересмотреть свою оценку политического курса Владимира Путина".

Хотя ЮКОС подал апелляцию, налоговые инспекторы могут добиваться возвращения 3,4 млрд долларов, начиная с будущей недели. Крупнейшая и самая прибыльная компания России, у которой на бумаге достаточно ресурсов, чтобы заплатить, говорит, что в настоящее время располагает только 1 млрд долларов наличными, а решение суда о замораживании активов не дает ей реализовать их.

Кое-кто считает предупреждение ЮКОСа о банкротстве российским вариантом балансирования на грани войны с целью усугубить кризис и добиться решения. "ЮКОС пытается перевернуть ситуацию и использовать против правительства его же оружие, - заявил один банкир. - Обеспокоены все, но, даже если предстоят нелегкие времена, я не могу себе представить, что правительство допустит масштабный дефолт".

По недавно измененным российским законам о несостоятельности, налоговые долги не имеют приоритета перед другими кредитами. 800 млн долларов ЮКОС должен коммерческим банкам, и как минимум 1,6 млрд долларов взяты в качестве займа "Менатепом", структурой, через которую Ходорковский и его партнеры контролировали компанию.

Это означает, что на комиссию по банкротству может оказывать влияние "Менатеп", чего государство, вероятно, попытается избежать, так как дело против ЮКОСа многие считают политически мотивированной атакой на Ходорковского. Более вероятно, что оно захочет в ходе урегулирования значительно ослабить его влияние на компанию.

По опыту известно, что конкурирующие коммерческие группы в России нередко манипулируют несостоятельностью, чтобы захватить активы, и это может еще больше ослабить роль ЮКОСа и государства в решении его судьбы. В любом случае, банкиры и миноритарные акционеры могут потерять все, а это негативно скажется на инвестиционном климате страны.

Банкротство может повлечь за собой бурную реакцию со стороны инвесторов ЮКОСа. Зарубежные адвокаты уже изучают возможности подачи исков за границей против российского правительства и всех, кто купит активы или нефть, принадлежащие компании.

Пока Ходорковский, с октября прошлого года находящийся в тюрьме по обвинениям в мошенничестве и неуплате налогов, шлет примиренческие послания. Он подчеркнул, что дело надо решить в России; на прошлой неделе назначил умеренного Виктора Геращенко, бывшего главу Центрального банка, новым президентом ЮКОСа; продемонстрировал готовность взять на себя часть обязательств по налоговым претензиям.

Руководители ЮКОСа также избрали прагматичный подход, стремясь решить дело миром и выплатить долги в течение двух лет. В июне они написали премьер-министру Михаилу Фрадкову и предложили продать активы и акции "Менатепа", причем тем покупателям, которых одобрит государство.

Но пока нет признаков того, что государство изменило свое отношение. Налоговые органы и суды отказывают компании в ее ходатайствах, а Платона Лебедева, главного партнера Ходорковского, на этой неделе перевели из тюремной больницы в камеру СИЗО, где содержатся 20 человек.

В ситуации, близкой к банкротству, вполне вероятно, что судебные исполнители будут добиваться от суда решения о выборочной продаже некоторых активов ЮКОСа для получения необходимых сумм.

Но поскольку налоговые претензии по следующим годам могут увеличить долг ЮКОСа государству до 9-10 млрд долларов, то, что останется от ЮКОСа, в лучшем случае будет стоить больше, чем сегодня, но намного меньше, чем несколько месяцев назад.

При новом руководстве и, вероятно, новых крупных акционерах инвесторам достанется компания, которая платит больше налогов, контролирует меньше активов и вряд ли сможет приобретать и модернизировать новые компании тек же эффективно, как раньше.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru