The Wall Street Journal | 2 июля 2004 г.
Миссия смертельна
Дороти Рабинович
Если судить по завлекательному названию "Русская газета убивает", можно решить, что это очередное серьезное исследование о судах над журналистами, которым отказывают в праве на свободу слова. Но догадка не оправдывается - эта мрачная, но увлекательная документальная картина (часть сериала "Широкий угол") знакомит нас с маленькой группой репортеров, стремящихся вопреки обстоятельствам и, как легко догадаться, бесстрашно донести до людей правду.
Быстро становится ясно, что мрачная физическая атмосфера фильма и уместна, и неизбежна. В унылом доме на улице Ленина, где размещается редакция "Тольяттинского обозрения", сотрудники молча занимаются своим делом, которое, как они обнаруживают, смертельно опасно. У тех, кто дает интервью, нет никаких иллюзий по поводу свободы слова в новой России.
Одна женщина-редактор, оторвавшись от работы, говорит: это на Западе понимают, что правительство и чиновники должны говорить с журналистами, давая людям возможность получить информацию, а здесь такое понимание отсутствует. В ее тоне нет ни гнева, ни оттенков жалобы, это просто констатация факта.
Другой журналист говорит авторам фильма: "У нас здесь очень своеобразная свобода слова". В принципе, объясняет он, ты можешь говорить все, что тебе нравится. Но потом начинаются странные вещи. Помещение редакции закрывают, арендная плата повышается, здание, где ты работаешь, отбирают.
Цена
Руководителям "Тольяттинского обозрения", возможно, предстоит более страшная расплата за статьи о связях организованной преступности с высокопоставленными политиками - разоблачения, где названы имена, что сделало "Тольяттинское обозрение" одной из самых успешных региональных газет России. В апреле 2002 года цена таких разоблачений стала известна им и всем жителям Тольятти, промышленного города в 600 милях от Москвы. Потрясением для всей страны стало известие о том, редактор и основатель газеты Валерий Иванов был застрелен в своей машине.
Он был лидером и примером для молодых журналистов, которые в середине 1990-х годов решили создать газету. Отчасти это решение было связано с волной насильственных преступлений, захлестнувшей Тольятти, где производится 75% российских автомобилей, войнами преступных группировок и борьбой за добычу, последовавшей за приватизацией. В регионе происходило множество убийств. Но убийство Иванова, бесстрашного 32-летнего редактора, который, кроме того, был умелым политиком, как никакое другое, свидетельствовало о наступлении новой эпохи беззакония.
Никакое другое, кроме, может быть, убийства через полтора года преемника и друга Иванова, 31-летнего Алексея Сидорова, еще одного бесстрашного журналиста, специализировавшегося на расследованиях. Он, несомненно, знал, какой опасности подвергается в своей новой роли. Заняв пост главного редактора, он заявил в интервью, что не хочет умирать молодым. Его убийство (он был зарезан) потребовало официальной реакции. Эта реакция и составляет основу фильма, из которого становится ясно, хотя это и не новость, что дух и методы авторитаризма живучи.
Обычное преступление
Чтобы доказать свою приверженность справедливости и продемонстрировать, что убийство Сидорова не связано с его профессиональной деятельностью, власти быстро объявили, что задержали подозреваемого. Заурядный хулиган, не более того.
Позже милиция сообщила, что подозреваемый сознался с содеянном. Россиянам не надо объяснять, как власти могли получить признание. Те, кто знает, что во время совершения преступления подозреваемый сидел в кафе и пил чай, пытаются довести это до сведения местного прокурора. Прокуратуру это не интересует. Заместителю генерального прокурора России приятно было сообщить в парламенте - еще до того, как была назначена дата суда, - что дело раскрыто.
Дело закрыто. То же самое и с гораздо большим основанием можно сказать о деле, о котором сделан этот пронзительный фильм.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях