Süddeutsche Zeitung | 2 июля 2008 г.
Драка перед алтарем
Соня Цекри
Православные радикалы могут расколоть Русскую православную церковь
Эти сцены мало походили на спокойное созерцание и скорее напоминали пьяную драку. Перед храмом Христа Спасителя с кулаками друг на друга обрушились благочестивая прокремлевская молодежь и еще более благочестивые антикремлевские сторонники архиерея-фундаменталиста, епископа Анадырского и Чукотского Диомида. В ход в драке шли даже иконы
Молодежь из Союза православных хоругвеносцев держала в руках плакаты с такими призывами, как "Руки прочь от Святейшего!". Они представители организации "Наши" - несколько отошедшей при новом президенте Медведеве на второй план штурмовой бригады Кремля. Сторонники епископа Диомида с воинственным кличем "Бей евреев и ренегатов" атаковали руководителя акции протеста Бориса Якименко в том числе и потому, что на нем был галстук - что для молодых сторонников строптивого епископа выглядело символом масонства. В конце концов вмешались сотрудники органов правопорядка и потребовали от участников потасовки отойти к памятнику Фридриху Энгельсу. Но некоторые уже получили сотрясение мозга.
В это время в стенах кафедрального собора проходил Архиерейский собор, на который каждые 4 года собираются иерархи, чтобы обсудить будущее РПЦ. На нем не присутствовал лишь тот, по чьей вине и разгорелись страсти. Епископ Диомид, в миру Сергей Иванович Дзюбан, остался в своей епархии, расположенной на восточных рубежах России - по его собственным словам, по состоянию здоровья.
Конфликт Диомида с Церковью имеет корни гораздо более давние, чем потасовка, произошедшая в прошлую пятницу, и по всей видимости продлится еще некоторое время. Вот уже полтора года придерживающийся радикальных взглядов епископ обрушивает хулу на демократию и экуменизм, мобильные телефоны и ИНН. Он требует изоляции от общества для наркозависимых и критикует духовенство за излишнюю близость к государству. Он призывает Церковь скорее покаяться в "измене вере", а Патриарха Алексия II - и вовсе сложить с себя полномочия главы Церкви. Этот призыв "нашисты" назвали "Маршем несогласных с Церковью" - намекая на своих заклятых врагов с их "Маршем несогласных", организуемым одним из лидеров оппозиции и экс-чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым.
Диомид - не единственный верующий, которому РПЦ кажется слишком прозападной, мирской и современной. На русское православие с момента его возникновения огромное влияние оказывали скорее реакционные силы, чем реформаторы, а чрезмерная близость со всем мирским всегда была одним из излюбленных обвинений. В настоящее время на Волге возбуждено уголовное дело в отношении лидера сектантов Петра Кузнецова, апофеозом проповедей которого стал в ноябре прошлого года добровольный уход 30 человек в подземелье на полгода. Кузнецов находится в настоящее время в психиатрической больнице, а процесс над ним имеет скорее символическое значение.
Русское православие переживает с момента крушения Советского Союза небывалый подъем. Хотя большинство русских, согласно опросам, и признаются в том, что не хотели бы видеть усиления влияния Церкви на политику страны, однако высокопоставленные российские политики, со своей стороны, ищут близости с патриархом. Не только Владимир Путин, но и Дмитрий Медведев после официального вступления в должность получил от Патриарха благословение.
Новый президент России был одним из гостей празднования 1012-летия крещения Руси, которое проходило в храме Христа Спасителя - вскоре после того, как Церковь осудила позицию епископа Диомида. Владыка нарушил церковные каноны, виновен в "клевете" и "хуле" и создает раскалывающий Церковь климат, говорилось в декларации. В результате этого он будет лишен духовного сана - если конечно не покается. А для того, чтобы помочь брату Диомиду в его духовном выздоровлении, РПЦ призвала его отказаться от провокационных действий и прибыть на следующее заседание Священного Синода, на котором речь пойдет о его судьбе.
Однако уже в воскресенье Диомид передал с далекой Чукотки через своего племянника Александра Нестерова, что и не думает раскаиваться. Его не в чем обвинить. И, как заявил один из активистов "Наших", в связи с этим растет угроза "раскола Церкви".
Также по теме:
В России - чтение, письмо и религия (The Los Angeles Times)
Кремлевские правила: Путин выбрал одну из церквей в ущерб всем прочим (The New York Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях