Inopressa | 2 июля 2014 г.
Новые российские законы: абсурд или форма цензуры?
Обзор прессы
В России вступили в силу сразу несколько запретительных законов, которые расцениваются как форма цензуры и возвращение к советскому консерватизму. Еще ряд законодательных инициатив - "абсурдных", на взгляд иностранцев, - ожидают рассмотрения. Однако российские депутаты не сошли с ума: они делают то, чего ждет от них система - то есть Владимир Путин, пишут СМИ.
Как сообщает The Independent, 1 июля в России вступил в силу противоречивый закон, запрещающий нецензурную лексику на телевидении, в спектаклях и литературных произведениях. Критики назвали инициативу наступлением на свободу слова.
Согласно новому закону, подписанному президентом Путиным в мае, физические лица, уличенные в нецензурной брани в общественных местах, будут наказываться штрафами в размере до 2,5 тыс. рублей, юридическим лицам грозит штраф до 50 тыс.
"Однако критики возражают, что запрет на использование бранных слов в общественных местах является формой цензуры и отсылает к советскому консерватизму, который часто критиковал "упадничество" Запада", - говорится в статье.
В январе этого года корреспондент The Times Джон Нэйтан беседовал с российским театральным режиссером Дмитрием Крымовым. По сравнению со сталинской Россией, путинская - рай на земле, сказал тогда Крымов, прежде чем добавить: "Если построить рай, там где был ад, время от времени ад будет закипать".
"С того январского дня ад начал закипать, - пишет Нэйтан. - Был аннексирован Крым, на востоке Украины идет война, подогретый западными санкциями русский национализм переживает подъем, и пусть это покажется наименьшей из проблем, но политическое давление на творческих людей усиливается". Речь идет, в частности, о вступившем в силу с 1 июля законе о запрете ненормативной лексики.
Так, в одном из недавних номеров газеты "Культура" современных российских драматургов обвиняют в злоупотреблении "чернухой, матерщиной, порнографией" и в создании "образа России как страны унылой и бесперспективной".
"Когда вышла эта статья, стало ясно, что мы вступили в новую эру, - говорит Джон Фридман, исследователь русского театра, автор перевода упомянутой статьи на английский язык - Или в старую. Стало все тяжелее отрицать, что это своеобразное возвращение к сталинистской ментальности".
"Существует длинный список тем, которые были запрещены [для драматургов], - жалуется Михаил Дурненков, организатор фестиваля молодой драматургии "Любимовка". - Действует множество гомофобских законов. Существует закон, запрещающий говорить о сексуальном опыте подростков, нельзя упоминать Чечню, а еще есть закон, по которому нельзя подвергать переоценке [Вторую мировую] войну".
"С 1 июля мы начнем нарушать закон, - заявила корреспонденту Елена Гремина, один из основателей московского Театра.doc. - В нашем театре мы называем [закон о запрете нецензурной лексики] "законом против русского языка".
"Мы независимы, и мы собираемся сознательно нарушать закон и вести себя дерзко", - обещает она.
Гремина не знает, какая именно из постановок ее театра обидела российский истеблишмент настолько, что Госдума приняла закон, который бьет по Театр.doc сильнее, чем по любой другой московской театральной площадке. Возможно, всему виной спектакль "Берлуспутин": по сюжету половину мозга Сильвио Берлускони пересаживают Владимиру Путину. Или же депутатов возмутила пьеса "Один час восемнадцать минут", посвященная обстоятельствам гибели в заключении юриста, вскрывшего коррупционную схему властей.
Если потребуется, Гремина готова оспаривать закон в суде: среди посетителей театра много правозащитников, которые утверждают, что он противоречит конституции. Она уверена, что саму ее в тюрьму не посадят. "Но они могут закрыть Театр.doc", - опасается Гремина.
Гражданам России может угрожать уголовная ответственность за то, что они сделали ретвит записи или поделились постом, которые были признаны "экстремистскими", предупреждает The Independent.
"Владимир Путин одобрил поправку, официально устанавливающую уголовную ответственность за использование интернета для распространения изображений, взглядов, статей или видеороликов, содержащих нападки на правительство", - говорится в статье.
Хоть власти и утверждают, что законы о противодействии экстремизму направлены против фашистов и исламистов, под них уже подпали политические оппоненты действующего режима, а также некоторые серии "Южного парка" и книги по сайентологии.
К примеру, в ноябре 2013 года блоггер Андрей Тесленко из сибирского города Новоалтайск сообщил, что был вызван на допрос в полицию после того, как поделился "ВКонтакте" видеороликом "Давайте напомним жуликам и ворам про их манифест 2002 года" с сайта Алексея Навального, передает издание.
"От запрета курения для женщин младше 40 лет до штрафов за использование иностранных слов... В российском парламенте расцветают противоречивые, если не сказать "абсурдные", законопроекты, которые вводят многих граждан как минимум в замешательство", - констатирует Le Télégramme.
"2015 год. На Красной площади сожжена девушка в кедах, которая курила на остановке и публично произнесла иностранное слово "менеджмент", - иронизирует сразу над несколькими инициативами пользователь Twitter Алексей Федотов.
Дело в том, что в середине июня депутат от партии "Справедливая Россия" предложил установить максимально-допустимый размер каблука и одновременно запретить обувь на плоской подошве. Депутат от КПРФ Иван Никитчук яростно защищал свое предложение запретить продажу сигарет женщинам младше 40 лет и курение в присутствии детей до 14 лет. Депутат от ЛДПР Михаил Дягтярев, в свою очередь, поддержал проект запрета слов иностранного происхождения.
"Поскольку высмеивание не убивает, ряд противоречивых законов уже успели укорениться", - говорится в статье.
"Парламентарии не сумасшедшие и не психопаты, - прокомментировал изданию независимый аналитик Дмитрий Орешкин. - Они всего лишь пытаются стать теми, кем система - то есть Путин - хочет их видеть".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях