Die Welt | 2 июня 2003 г.
Буш и Путин сближаются
Манфред Квиринг
США и Россия хотят преодолеть разногласия. Намечается поворот в политике Москвы по отношению к Ирану
Президент США Джордж Буш, который рано утром в воскресенье встретился в Санкт-Петербурге со своим российским коллегой Владимиром Путиным, прибыл в "северную столицу" еще накануне. Он не заставил себя уговаривать принять участие в большом юбилее, организованном Путиным по случаю 300-летия со дня основания города и даже остался здесь на ночь в шикарном петербургском отеле "Астория".
На вечернем торжественном ужине в Петергофе Буш неожиданно для всех подошел к канцлеру Германии Герхарду Шредеру, протянул ему руку и спросил, как дела. Шредер ответил по-английски "fine". Теперь аналитики гадают, свидетельствует ли этот эпизод об окончании "ледникового периода" в отношениях между двумя странами или нет. По правде говоря, признаком нормализации это назвать трудно.
В Эвиане, где Буш после российско-американской встречи принял участие в саммите "Большой восьмерки", он, в отличие от Санкт-Петербурга, долго не задержался и улетел уже в понедельник после обеда. Признак того, что американский президент до сих пор сердится на Жака Ширака за его несгибаемую антивоенную позицию.
Однако на встрече с Путиным, который, как известно, по иракскому вопросу был заодно с Шираком и Шредером, Буш попытался преодолеть возникшую пропасть. Оба президента были едины в том, что разногласия по поводу войны в Ираке не подорвали российско-американскую дружбу. "Этот опыт укрепляет, а не ослабевает наши отношения", - сказал Буш.
Вопрос об Иране не стал камнем преткновения на встрече, как опасались накануне. Москва, которая на протяжении нескольких лет настаивала на том, что ее сотрудничество с Ираном в области ядерной энергетики не представляет никакой угрозы, сейчас, похоже, изменила свою точку зрения. За несколько дней до встречи Путина с Бушем заместитель министра иностранных дел России Георгий Мамедов признал, что существуют некоторые неясности. "У нас у обоих имеются серьезные опасения", - заявил Буш. Судя по всему, намечается поворот в российской политике по отношению к Ирану.
Этот поворот, среди прочего, способствовал тому, что Буш и Путин говорили примирительным тоном и пытались забыть старые разногласия. При этом обычно очень самоуверенный Путин в присутствие Буша вел себя довольно подобострастно и играл роль "младшего партнера". О Европе оба президента не обронили ни слова, несмотря на то, что за день до этого в Санкт-Петербурге по случаю одиннадцатой встречи на высшем уровне между Россией и ЕС впервые собрались все главы 15 государств-членов Европейского союза и десяти стран, которые в мая 2004 вступят в него. В итоговом заявлении, которому предшествовали бурные дебаты, стороны заверили друг друга, что намерены развивать стратегическое партнерство между Россией и Европейским союзом. Что касается возможности безвизового въезда для россиян в Европу, то это было объявлено делом будущего.
На следующий день Буш и Путин словом не обмолвились об этой встрече Россия-ЕС. Дело в том, что, несмотря на тесные экономические отношения с ЕС, - после расширения доля ЕС во внешней торговли России будет составлять 50 процентов - благодаря ядерному оружию, Москва рассматривает себя игроком другой лиги. Той, где говорят о стратегическом разоружении и обмениваются грамотами по недавно ратифицированному договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. Хотя Америка, конечно же, не считает Россию равной себе, Буш не стал оскорблять чувства Москвы и не скупился на слова, говоря о "признании" и "уважении".
Он галантно похвалил Россию за поддержку в ООН последней резолюции по Ираку и заверил Путина, что тоже хочет, чтобы ООН играла "ведущую роль" в восстановлении страны. Однако в том, что касается долгов и соблюдения заключенных ранее контрактов, России самой придется договариваться с новым иракским руководством.
Пожалуй, самое примечательное изменение позиции Москвы, о котором однако было известно уже давно, произошло в области стратегической ракетной обороны. Россия и США договорились о развитии конкретных проектов по созданию совместной системы. Тем самым Путин продемонстрировал прагматизм и не упустил шанс принять участие в проекте и воспользоваться новыми американскими технологиями.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях