El Pais | 2 июня 2008 г.
Название хорошее, идея плохая
Моисес Наим
Согласны ли вы с тем, чтобы появился мировой альянс демократических стран? В этот клуб принимались бы только демократические страны, обязующиеся не использовать силу для разрешения конфликтов между собой. Кроме того, такой альянс демократий мог бы действовать согласованно для оказания влияния на страны, не являющиеся членами клуба, с целью заставить их отказаться от опасных или неприемлемых методов. Остановить создание атомной бомбы в Иране, геноцид в Дарфуре, репрессии в Мьянме - вот лишь несколько примеров того, какие цели могла бы преследовать эта группа. Еще члены клуба могли бы координировать свои действия для борьбы с климатическими изменениями и терроризмом. Звучит неплохо, не правда ли? Жаль только, идея эта плоха.
У этой идеи есть не только хорошее название - возражать против альянса демократических стран все равно что быть против ассоциации матерей, - но и влиятельные сторонники. Самый давний из них - Иммануил Кант, который еще в 1795 году утверждал, что для достижения того, что он называл "вечным миром", необходимо согласие между "республиками" (в те времена демократия была не в моде).
Самый недавний из сторонников этой идеи - Джон Маккейн, республиканский кандидат в президенты Соединенных Штатов: "Нам необходимо новое глобальное соглашение, лига демократий, которая могла бы объединить великую силу более 100 демократических стран мира для распространения наших ценностей и защиты наших общих интересов". Влиятельные фигуры Демократической партии тоже поддерживают эту идею. Советники Барака Обамы предлагали ему эту идею, нравится она и советнице Хиллари Клинтон Мадлен Олбрайт. Еще в 1999 году, будучи госсекретарем, она заявляла, что ее приоритетом является создание глобального сообщества демократий. И она этого добилась. В 2000 году в Варшаве она председательствовала на встрече 106 стран, где было официально объявлено о создании "Сообщества демократий". Первый признак спорности этой идеи в том, что восемь лет спустя мир, похоже, все еще не знает, что клуб демократий уже существует.
Очевидно, что "Сообщество демократий" не было эффективно ни как дискуссионный форум, ни как агент влияния. Естественно, 106 странам, входящим в организацию, непросто договориться. Особенно учитывая, что в это сообщество входят такие образцовые демократии, как Египет, Россия и Йемен. Также надо признать, что в последние восемь лет правительство Соединенных Штатов было не слишком заинтересовано в координации своих решений (относительно войны в Ираке) с другими странами на международном уровне.
Отчасти это реакция на унилатерализм правительства Джорджа Буша, который возродил как в консервативных, так и в либеральных кругах США стремление к созданию (или воссозданию) лиги демократических стран. Однако аналогичного энтузиазма в других крупных демократических странах не наблюдается. Ни Индия, ни Бразилия, ни Южная Африка, например, не проявили большого интереса к данному вопросу. Как пишет английский дипломат Дэвид Хэнней: "Приходила ли кому-либо из сторонников лиги демократий в голову идея спросить индийцев или бразильцев, что они об этом думают? Ответ, который они получили бы, колебался между настороженностью и неприятием".
Есть много причин не испытывать энтузиазма относительно этой идеи. Во-первых, трудно определить, какие страны могут стать членами клуба. Россия - это демократия или нет? Кто это решает? Другая проблема, с которой может столкнуться подобная группа, - представление о том, что политическая система страны определяет ее внешнюю политику. Демократическая теория мира подразумевает, что демократические страны не начинают войны. Спросите об этом Джорджа Буша.
Еще одна несостоятельная предпосылка состоит в том, что у демократических стран больше общих интересов с другими демократическими странами, чем с диктатурами. Но это не так. У недемократического Китая много общих интересов с крупными мировыми демократиями, и мы знаем, что ни одна глобальная проблема не может быть решена без активного участия Китая.
Может ли напряженность с исламским миром быть ослаблена без интенсивного сотрудничества с недемократическими арабскими странами? Может ли энергетический кризис быть приостановлен без партнерства с монархиями и диктатурами, которым принадлежит основная часть нефтяных запасов? Ясно, что нет.
Усилия лиги демократий, которой удастся скоординировать свои действия, могут оказаться контрпродуктивными. Например, вынудить растущее число недемократических стран или стран, где демократия - лишь видимость, создать блок для противостояния инициативам клуба демократий. Итак, это не очень удачная идея.
Какая жалость, что такое хорошее название - "альянс демократий" - сопряжено со столькими неблагоприятными последствиями.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях