The Times | 2 июня 2008 г.
Член совета директоров ТНК-BP Жан-Люк Вермулен ушел в отставку, в Москве звучат обвинения в шпионаже
Тони Хэлпин и Робин Пагнамента
В пятницу с новой силой вспыхнул конфликт из-за права собственности на предприятие, которым совместно владеют компания BP и российские акционеры: член совета директоров неожиданно ушел в отставку, признав, что он больше не в силах способствовать урегулированию спора.
Уход Жан-Люка Вермулена из ТНК-BP (в прошлом он был топ-менеджером французской нефтяной группы Elf Aquitaine) произошел на исходе весьма бурной недели в жизни ТНК-BP и российских миллиардеров, которым принадлежат 50% этого предприятия. Вермулен был одним из пяти членов совета директоров, назначенных российской стороной после учреждения ТНК-BP в 2003 году. Остальные пять членов совета директоров были назначены BP.
В ту же пятницу газета "Твой день" усугубила проблемы компании, поместив на первой полосе статью с утверждениями, что российская Федеральная служба безопасности (ФСБ) уличила одного из высокопоставленных менеджеров BP в шпионаже. Имя менеджера в статье не названо, но опубликована, по утверждению газеты, его фотография (лицо на которой специально скрыто).
Данная газета, тесно связанная с ФСБ, опубликовала версию, что этот человек был связан с братьями Александром и Ильей Заславскими, которых арестовали в марте по обвинениям в шпионаже. Илья Заславский был сотрудником ТНК-BP.
ФСБ обвинила братьев Заславских - активных членов клуба выпускников Британского совета в Москве - в сборе секретной информации для иностранных компаний, желавших "иметь преимущества над российскими конкурентами".
В статье, опубликованной в пятницу, утверждается, что речь шла о документах, касающихся стратегии "Газпрома" (газовой компании, контрольный пакет которой принадлежит государству) на переговорах перед встречей в верхах в Кремле между нынешним российским премьер-министром Владимиром Путиным и украинским президентом Ющенко. В газете сказано, что были также рассекречены планы развития "Газпрома" на период до 2020 года.
Сообщение о связи с "Газпромом", по-видимому, является очередным элементом энергичной кампании Кремля, направленной на то, чтобы вынудить ТНК-BP, занимающую третье место в России по добыче нефти, уступить ее активы какой-нибудь государственной компании. В прошлом году ее заставили продать "Газпрому" контрольный пакет гигантского Ковыктинского газового месторождения в Сибири.
Как считается, скорее всего речь идет о продаже активов "Газпрому", совет директоров которого возглавлял президент Медведев до своего вступления в должность. Ни компания BP, ни три российских миллиардера, которым принадлежит половина предприятия, не выражают желания продавать активы.
Однако на прошлой неделе наметились острые разногласия между BP и ее российскими партнерами: Виктором Вексельбергом, Михаилом Фридманом и Леном Блаватником. В четверг российские акционеры бойкотировали заседание совета директоров после того, как BP отвергла их требование уволить Роберта Дадли - главного управляющего директора ТНК-BP. Российские акционеры обвиняют Дадли, управляющего предприятием со дня его создания, в том, что он служит исключительно интересам BP.
Официальный представитель ТНК-BP опровергла обвинения в шпионаже, назвав их "абсолютно беспочвенными".
Лондонский официальный представитель BP выразил активную поддержку Дадли, заявив, что BP "абсолютно уверена" в способности Дадли представлять интересы всех акционеров.
Кремлевская кампания против иностранных собственников российских энергоносителей вынудила Shell в прошлом году уступить "Газпрому" контрольный пакет нефтегазового проекта "Сахалин-2", в который вложено 20 млрд долларов. Теперь Кремль решительно взял на мушку единственную крупную энергетическую компанию, контрольный пакет которой не принадлежит россиянам, - ТНК-BP.
В четверг появилось заявление министерства внутренних дел о том, что некий менеджер высшего звена, работавший в ТНК до учреждения ее совместного предприятия с BP, обвиняется в уклонении от уплаты налогов на сумму почти 1 млрд долларов.
На позапрошлой неделе ФСБ провела второй обыск в московском офисе BP (первые обыски прошли в офисах ТНК-BP и BP после ареста Заславских).
Вскоре после тех обысков BP была вынуждена из-за конфликта, касавшегося визового режима, временно отстранить от работы 148 технических специалистов, прикомандированных к ТНК-BP.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях