The Wall Street Journal | 2 июня 2009 г.
Чему я научился в бытность автомобильным царем
Ион Михай Пачепа
Переход General Motors под управление администрации США и профсоюза United Auto Workers воскрешает в памяти вопиющую некомпетентность властей Румынии, пишет на страницах The Wall Street Journal Ион Михай Пачепа - бывший генерал румынских спецслужб, в свое время перебежавший на Запад. "Я был автомобильным царем Румынии", - утверждает он, поясняя, что в середине 1960-х Чаушеску поручил ему создать в стране автомобильную промышленность.
"Тогда я возглавлял подразделение промышленного шпионажа. Чаушеску велел мне купить на Западе базовую лицензию на производство малолитражного автомобиля, а все остальные технологии украсть", - повествует автор. Чаушеску остановил свой выбор на Renault, так как она была государственной компанией, и в итоге была куплена лицензия на самую дешевую, устаревшую модель - Renault-12. "Для идиотов сойдет", - сказал Чаушеску, подразумевая румынский народ, и нарек машину "дачией" в честь древней Дакии. Первыми образцами лидер остался недоволен: радиоприемник, боковое зеркало справа и подогрев заднего сиденья показались ему излишней роскошью, отмечает автор. Чаушеску также распорядился производить автомобили на экспорт - модель "олтчит", разработанную на Citroen. Комплектующие ради экономии выпускались 166 румынскими предприятиями, и график поставок все время срывался. Поэтому завод был загружен лишь на 1-1,5% мощности и счет убыткам шел на миллиарды, пишет Пачепа.
В ГДР государственная автопромышленность породила "трабант", который ревел, как газонокосилка, и отравлял воздух хуже, чем целый квартал больших западных машин, живописует автор. Теперь, по его словам, немецкие ученые пытаются вывести бактерию, которая пожирала бы негниющие пластмассовые кузова "трабантов", так как при их сожжении выделяются ядовитые диоксины. "Но и в капиталистических странах автопромышленность и государство несовместимы", - уверяет Пачепа, ссылаясь на личный печальный опыт езды на "ягуаре", сделанном на национализированном заводе. Собственно, приватизация британской автомобильной промышленности, как и других отраслей, подкосила не только производство, но и Британскую империю в целом, считает Пачепа. "Надеюсь, администрация США, Конгресс и избиратели учтут уроки истории", - призывает он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях