Financial Times | 2 марта 2001 г.
Россия планирует импортировать отработанное ядерное топливо
Астрид Вендландт
Министерство по атомной энергии России лоббирует в парламенте законопроект, который позволит России в ближайшие 10 лет заработать 20 млрд. долларов на ввозе отработанного ядерного топлива.
Россия надеется предложить свои хранилища для отработанного ядерного топлива азиатским и европейским странам, которые ведут поиск таких хранилищ за рубежом. По словам Минатома, к этому проекту уже проявили интерес Швейцария, Южная Корея, Сингапур, Индонезия, Тайвань, Болгария и Венгрия.
"Небольшим странам очень трудно найти место для хранилища отработанного ядерного топлива, - говорит советник главы Минатома Борис Никипелов. - Для них лучше отправить его в крупную страну, такую как Россия, у которой накоплен большой опыт обращения с отработанным ядерным топливом."
Министерство планирует в ближайшие 10 лет импортировать до 20 000 тонн отработанного ядерного топлива - это десятая часть его мировых запасов. Оно будет храниться в течении 20-25 лет, а затем перерабатываться для последующего использования в качестве топлива для российских АЭС.
По словам Никипелова, Россия планирует начать с использования хранилища в Красноярске-26 (его емкость составляет 3000 тонн). Она намерена также направить часть доходов от импорта отработанного ядерного топлива на строительство в том же самом месте другого хранилища, а также нового перерабатывающего предприятия.
22 марта законопроект должен быть рассмотрен в третьем чтении. Если он будет одобрен, Россия станет первой в мире страной, предлагающей долгосрочное использование своих хранилищ другим ядерным державам.
Британская Nuclear Fuels и французская Cogema перерабатывают ядерное топливо ряда стран, включая Японию и Германию, однако затем отправляет его обратно. Перевозки вызывают все более резкую критику со стороны экологов.
По словам сотрудника МАГАТЭ Дэвида Кида, большинство стран (их 31), использующих атомную энергию, оставляют свое отработанное ядерное топливо для охлаждения в бассейнах на срок, превышающий необходимый - больше 10 лет, тем самым находя временное решение проблемы, связанной с хранением отработанного топлива.
"Это постоянная головная боль для стран, использующих атомную энергию",- подчеркнул он. США, выступающие против переработки отработанного ядерного топлива по идеологическим мотивам, рассматривают возможность хранения около 50 000 тонн такого топлива в Yucca Mountain в Неваде. Но у большинства стран не такая большая территория, как у США.
По мнению Кида, названная российским правительством цифра ожидаемых доходов (20 млрд. долларов) вполне реальна. Тем не менее, "сможет ли это быть реализовано на практике, другой вопрос".
Российские планы вызвали решительный протест со стороны экологов и региональных парламентов на Урале и в Сибири. Они утверждают, что Россия еще не располагает необходимой инфраструктурой и технологией для безопасной транспортировки и хранения столь больших объемов отработанного ядерного топлива.
"Радиация, излучаемая отработанным ядерным топливом, очень высока", - говорит сотрудник норвежско-российской экологической организации "Беллуна" Томан Нильсен.
"Поскольку топливо будет перевозиться по железной дороге, проходящей через густонаселенные районы, оно может стать объектом для терактов", - отметил он.
Чтобы заручиться поддержкой этого законопроекта, Минатом обещает депутатам, что по меньшей мере половина доходов, полученных от импорта, будет направлена на очистку зараженных участков территории в Сибири и на Урале. Будут выплачиваться также компенсации тем, кто подвергся воздействию радиации, а часть средств пойдет на повышение безопасности существующих АЭС.
По меньшей мере 20 000 человек получили высокие дозы радиации в результате нарушений норм безопасности на "Маяке" - единственном в России предприятии по переработке отработанного ядерного топлива, расположенном в Озерске (Южный Урал).
В советские времена "Маяк" был основным предприятием по производству оружейного плутония и будет продолжать использоваться для переработки отработанного ядерного топлива из других стран.
В настоящее время на "Маяке" перерабатывается топливо из Болгарии, Украины, Словакии и Венгрии.
Аварии, которые происходили на этом предприятии в 50-60-е годы, превратили окружающую местность в крупнейшее в мире ядерное кладбище.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях