The New York Times | 2 марта 2001 г.
Вьетнам: старый союзник в новой роли
Патрик Тайлер
Вчера президент России Владимир Путин впервые прибыл с визитом к старому союзнику СССР, судорожно пытающемуся сделать свою экономику открытой и идти в ногу с другими азиатскими странами, переживающими экономический бум.
С точки зрения России, итоги первого дня визита были для Путина благоприятными, хотя его автомобильный кортеж, проезжавший по наводненным велосипедами улицам, привлек намного меньше внимания, чем это было во время ноябрьского визита президента Клинтона, когда улицы заполонили восторженные толпы народа.
Путин добился определенного успеха, подписав декларацию о "стратегическом партнерстве" с президентом Чан Дык Лыонгом, и получив право на разведку и разработку богатого нефтью участка континентального шельфа Вьетнама в Южно-Китайском море. Он начал также переговоры о продаже Вьетнаму современных российских вооружений и военного оборудования - тем самым Путин пытается оживить деятельность огромного российского ВПК.
"Вьетнам нуждается не только в обслуживании имеющейся у него на вооружении советской и российской техники,- заявил Путин на совместной пресс-конференции с Чаном,- но и в закупке современной техники. Вьетнам хочет и может себе позволить покупать новые вооружения."
Ни о каких конкретных поставках упомянуто не было, и Путин поспешил добавить, что Россия будет соблюдать международные договоренности, запрещающие продажу таких технологий, как баллистические ракеты большой дальности. Однако стоит лишь съехать со взлетно-посадочной полосы Ханойского аэропорта, чтобы увидеть советские "МиГ-23", которые больше не обслуживаются советскими и китайскими специалистами, а пылятся в ангарах и постепенно разрушаются из-за отсутствия внимания и смены национальных приоритетов.
Вьетнам конфликтует с Китаем и другими странами из-за островов Спратли, расположенных в Южно-Китайском море, и российские официальные лица заявляют, что Ханой хочет сохранить свой военный потенциал.
Один из вопросов, не включенных в повестку для переговоров, связан с будущим российским военно-морским присутствием в бухте Камрань - это крупная база, построенная США в Южном Вьетнаме. Она была предоставлена Москве в бесплатное пользование в 1979 году, и срок ее аренды истекает в 2004 году. Вьетнам дал понять, что, в случае продления аренды, России придется за нее платить значительную сумму.
Заместитель министра иностранных дел России Александр Лосюков заявил на прошлой неделе, что он ожидает "длинных и трудных переговоров" об аренде. Неясно, захочет ли Путин, пытающийся сократить численность, но повысить боеготовность вооруженных сил России, нести расходы по содержанию баз за пределами страны.
Путину вчера удалось также подписать с Вьетнамом совместное заявление, в котором обе стороны высказались против любых американских планов по созданию в Азии региональной системы ПРО для защиты американских войск и их союзников. В заявлении подчеркивается, что развертывание таких систем может нанести ущерб стабильности и безопасности в регионе.
В ходе поездки министр иностранных дел России Игорь Иванов обратил внимание на то, что, выступая на этой неделе в Конгрессе, президент Буш заявил о своей приверженности строительству "противоракетной обороны", на этот раз не использовав термин "национальная противоракетная оборона".
"Если это отражает начало корректировки планов развертывания территориальной ПРО США, то это, разумеется, можно только приветствовать",- отметил он.
Однако недавно Буш стал использовать укороченный термин, отчасти для того, чтобы показать, что он прислушивается к мнению европейцев, возражающих против американских планов. Тем самым он дает понять союзникам, что Вашингтон не планирует создавать исключительно национальную систему ПРО.
Когда официального представителя АНБ в Вашингтоне попросили прокомментировать заявления Иванова, он подчеркнул: "Президент обязался создать и развернуть эффективную систему обороны от всех видов ракет, предназначенную для защиты нашей территории, наших войск за рубежом, а также наших друзей и союзников".
По словам официальных лиц, вчера также был урегулирован вопрос о долге Вьетнама, оставшемся с советских времен(11 млрд. долларов). В сентябре Москва списала 85% этого долга, и помощники Путина вчера сообщили, что долг будет еще больше сокращен - до 1,5 млрд. долларов, которые Вьетнам должен выплатить в течении 23 лет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях