Статьи по дате

The Nation | 2 марта 2006 г.

Пропаганда прав человека в России

Мишель Рисли

В советское время представители этой профессии были пропагандистами, выставлявшими в наилучшем свете преимущества советского строя. В современной России популярность профессии пиарщика быстро растет. Только некоторые пиарщики, такие как Григорий Шведов, занимаются совсем другим - правозащитной деятельностью.

Шведов является директором по связям с общественностью для 70 бюро, относящихся к неправительственной правозащитной организации "Мемориал", которая публично осуждает репрессии советской эпохи и ведет статистику миллионов жертв этих репрессий. Основанная в 1988 году, организация стремится показать россиянам, что, коль скоро они будут забывать о трагическом советском прошлом, они будут играть на руку российскому президенту Владимиру Путину. Люди в "обществе без памяти", как пишет "Мемориал" на своем интернет-сайте, являются не чем иным, как "гайками и болтами в государственной машине".

Проводить свои правозащитные кампании Шведов и его партнеры начинают с того, что устраивают в российских регионах опросы общественного мнения по поводу какой-либо проблемы. Изучив общественное мнение, он проводит полномасштабную PR-кампанию с целью трансформировать оппозиционные взгляды в конкретные политические акции.

Одно из самых важных направлений деятельности "Мемориала" - это акции протеста против войны в Чеченской республике. Сепаратисты, большая часть которых - мусульмане, прибегают к террористическим методам борьбы, в то время как Россия приобрела "постыдную репутацию мирового лидера" по похищениям людей, к которым причастно государство, сообщила в одном из последних докладов правозащитная организация Human Rights Watch.

После 11 сентября Путин заглушил большую часть критики международного сообщества, став союзником президента Буша в "глобальной войне с терроризмом". Он также атаковал гражданские свободы в России, нанеся сильный удар по неправительственным организациям, в числе которых - "Мемориал" и другие организации диссидентов. Между тем, по мере того как Путин разжигает националистические чувства, число случаев нарушения прав человека в России продолжает расти.

В телефонном интервью Шведов изложил свое мнение по поводу той "войны с терроризмом", которую ведут Буш и Путин.

- Как вы относитесь к участию Путина в том, что Джордж Буш называет "глобальной войной с терроризмом"?

- Я считаю, что концепция международного терроризма, которой пользуются сегодня, неверна. Безусловно, терроризм существует, но я не верю в существование так называемой "глобальной террористической сети". Терроризм вызван не внешними факторами, а рядом внутренних причин. Он присутствует в тех государствах, где существуют политические проблемы. К примеру, в Турции к таким проблемам относится преследование курдов и борьба сепаратистов за независимость Курдистана. В Египте -наличие политических заключенных, которое используют для оправдания атак на туристические отели. Порой причиной терроризма становятся конфликты, которые уже были разрешены на законодательном уровне, такие как конфликт в Северной Ирландии либо конфликт в Испании, связанный с проблемами автономии басков: Игнорируя угрозы местного значения в Ираке, администрация Буша спровоцировала террористическую войну, так же как администрация Путина спровоцировала сотни волн, прямо-таки ураган терроризма в Чечне. Международная война против терроризма никак не снижает боеспособности повстанцев в тех или иных регионах. Безусловно, мировому сообществу нужна другая стратегия для борьбы с терроризмом.

- Каково ваше мнение по поводу роли американского правительства в нарушениях прав человека в тюрьме "Абу-Грейб" и на Гуантанамо?

- В "Абу-Грейб" и на Гуантанамо было много пострадавших, и это вызывает беспокойство. Но эта ситуация все же отличается от ситуации с нарушением прав заключенных в российских тюрьмах.

- Как это можно сравнить с тем, что делает Путин в Чечне?

- Для меня Гуантанамо является очень важным примером тех преступлений, которые совершает государство. Разница в том, что в России такие преступления создают атмосферу безнаказанности. Это - национальная российская болезнь: В Соединенных Штатах больше ответственности перед законом, чем в России. Это не означает, что Соединенные Штаты - рай на земле. В США также совершаются преступления, но у меня есть чувство, что большинство людей, совершающих преступления, оказываются в тюрьме. У нас, в России, совершенно отсутствует степень ответственности за содеянное. К примеру, ни один из представителей федеральных или региональных властей не был наказан за некомпетентную систему безопасности в Беслане. Никого, в том числе и Путина, не признали ответственным за это, и не было обсуждения этого вопроса на страницах независимых СМИ.

- Вы видите сходство между тем, как ведут себя на президентском посту Буш и Путин?

- Война - это тактика политиков, которые хотят остаться у власти. Возможно, Буш уделяет недостаточно внимания развитию демократии. Но, что касается России, в ней существуют сотни своих "Гуантанамо".

- Что может сделать администрация Буша, чтобы вынудить российское правительство улучшить ситуацию в сфере прав человека?

- Фактически, в некоторых аспектах, большую поддержку оказывает конгресс Соединенных Штатов. Около 60% проектов в сфере прав человека в России финансируются на средства государственных органов и частных фондов США. Но администрация Буша слишком деликатна в своей критике Путина. Недавно российский парламент принял новый закон, создавший жесткую систему контроля над российскими НПО. Соединенные Штаты настроены резко против этого нового закона, что само по себе хорошо, но при этом американцы не высказывают критики по поводу продолжающихся нарушений прав человека на Северном Кавказе, по поводу похищений руководителей НПО, репрессий по отношению к мусульманам. Нам необходима поддержка не только в борьбе против этого опасного нового закона, но также и по широкому кругу проблем.

Что касается взаимоотношений Буша и Путина, я бы порекомендовал меньше дружить с российскими властями, которые не придерживаются принципов, заложенных в американской конституции. Нормы права действуют в США, но не в России. Как президент демократической страны может быть близким другом президенту страны, которая несет ответственность за тысячи смертей? Сотрудничество может быть, дружба - нет.

- Американцы задаются вопросом о присутствии США в Ираке, но в то же время многие предпочитают не высказываться на эту тему, чтобы их не упрекнули в отсутствии патриотизма. Та PR-кампания, которую провел "Мемориал" по поводу войны в Чечне, была чрезвычайно эффективной, так как побудила россиян протестовать против этой войны. Каким образом удалось добиться такого успеха?

- Более трех лет мы проводили опросы общественного мнения во всероссийском масштабе, а также в регионах с целью узнать отношение общества к чеченской войне. Свою PR-кампанию мы провели, опираясь на результаты этих опросов. Мы стремились донести до людей мысль о том, что российские граждане должны высказаться против войны в Чечне и несут за это личную ответственность. Мы стремимся понять настроения людей и работать, исходя из этих настроений. Только таким образом мы можем заинтересовать общество своими ценностями и идеалами.

Источник: The Nation


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru