The New York Times | 2 марта 2007 г.
Путин выбирает премьера Чечни
Стивен Ли Майерс
Президент России Владимир Путин в четверг назначил Рамзана Кадырова, устрашающего молодого политика, чьи силы безопасности обвиняются в похищениях, пытках и прочих жестокостях, президентом измученной южной республики Чечня.
Это вполне ожидаемое назначение упрочило положение Кадырова как главной политической фигуры в Чечне, где российские и чеченские силы в результате двух войн, первая из которых началась в 1994 году, практически подавили сепаратистское движение.
Путин объявил о своем решении в подмосковной резиденции президента в ходе встречи с Кадыровым.
В четверг в Чечне комиссар Европы по правам человека Томас Хаммарберг, выступая на конференции по правам человека, организованной правительством, осудил "множество примеров серьезных нарушений в обращении с арестованными и их пыток", передает ВВС.
Наиболее влиятельные российские правозащитные организации бойкотировали конференцию в Грозном, назвав ее фарсом, цель которого - скрыть тот факт, что верные Кадырову силы безопасности обвиняются в жестокости даже большей, чем остающиеся сегодня в Чечне сепаратисты.
Подозрения в отношении Кадырова и его подчиненных возникали и в процессе расследования убийства журналистки Анны Политковской, застреленной в октябре в Москве, сообщили в базирующемся в Нью-Йорке Комитете по защите журналистов, руководители которого встречались в январе с российскими официальными лицами в Москве.
В последней, опубликованной посмертно, статье Политковской утверждалось, что офицеры чеченских сил безопасности регулярно пытали заключенных, подозреваемых в принадлежности к сепаратистам. Спекуляции о причастности Кадырова к ее так и не раскрытому убийству появлялись настолько часто, что Кадыров выступил с публичным опровержением.
"Я никогда не убивал женщину, - сказал он в прошлом году. - Чеченцы не убивают женщин".
Путин в кратких репликах, переданных по телеканалам, поблагодарил Кадырова за его усилия "по восстановлению Чеченской республики" - сначала на посту заместителя главы правительства, а затем в качестве председателя правительства. Кадыров в ответ пообещал продолжать осуществлять в республике политику Путина. Назначение должно быть утверждено парламентом Чечни, но это чистая формальность, учитывая контроль со стороны Путина и влияние Кадырова в регионе.
Возвышение Кадырова до поста президента было вполне предсказуемо после того, как боевики в 2004 году взорвали на футбольном стадионе его отца, Ахмада Кадырова - первого промосковского лидера, поставленного Россией.
В то время его сын был слишком молод, чтобы сменить отца на посту президента: конституция республики устанавливает для этого минимальный возраст - 30 лет, которого Рамзан достиг в октябре прошлого года. Как и отец, он сражался с федеральными силами в первую чеченскую войну, завершившуюся позорным отступлением России в 1996 году. Однако после возобновления войны в 1999 году он присоединился к прокремлевским силам.
В то время он командовал тысячами вооруженных людей, известных под именем "кадыровцев", - они подавляли мятежников и сражались за военную добычу. Теперь "кадыровцы" стали частью правительственных сил безопасности, но есть мнение, что они преданны скорее Кадырову, чем Москве.
В последние месяцы он открыто конфликтовал с преемником его отца, Алу Алхановым, уступившим ему в феврале.
Назначение Кадырова стало кульминацией путинской политики предоставления значительной автономии чеченцам, демонстрирующим лояльность центру. Критики утверждают, что Путин пропускал мимо ушей слухи о жестокостях, поскольку тактика Кадырова способствовала обузданию сепаратистских настроений.
'Сейчас в Чечне активная фаза войны завершена и сепаратисты ослаблены, - говорит Лев Пономарев, директор московской организации "За права человека", как и многие другие, предостерегающий, что неограниченная власть Кадырова опасна. - В то же время Чечня стала местом, где российские законы фактически не действуют".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях