Tagesspiegel | 2 марта 2007 г.
Деловым шагом вперед, к катастрофе
Маттиас Кюнтцель
Германия и Иран: сначала торговля, мораль - потом
Тегеран игнорирует Совбез ООН и продолжает работать над своей ядерной программой. Сейчас все зависит от Европы: будет ли продолжена политика любезностей в отношении режима мулл или этому будет положен конец? Только Европа может вынудить Тегеран к изменению курса невоенными средствами. С США Иран не ведет торговли, а без Китая, Японии и России Тегеран может обойтись. С Европой все по-другому: основная масса всей ввозимой продукции идет из стран ЕС.
"Около двух третей иранской промышленности оснащено техникой немецкого производства, - говорит бывший президент германо-иранской палаты по промышленности и коммерции Михаил Токусс. - Иранцы зависят от немецких запчастей и поставщиков". Исследование, проведенное по поручению иранского парламента, подтвердило: без европейских запчастей и промышленной продукции иранская экономика будет парализована через несколько месяцев.
Вместо того чтобы использовать этот последний рычаг давления, чтобы добиться невоенными средствами смены курса, именно Берлин выступает против эффективного режима санкций вне Совбеза ООН. Усилия Америки, направленные на то, чтобы склонить европейские банки и компании к отказу от сделок с Ираном, наталкиваются на мощное сопротивление: по словам представителей министерства экономики, никто не станет менять существующего положения вещей "в угоду новым политическим установкам". "Торговые отношения с Ираном будут продолжены".
Федеральное правительство бодро призывает принять участие в иранских промышленных выставках: в апреле 2007 года - Iran Oil & Gas Show; в мае - Iran Food & Bev Tec, в октябре - "Международная выставка промышленности". Деловым шагом вперед, к катастрофе: неужели Берлин хочет позаботиться о том, чтобы фундаменталисты в Тегеране вели в будущем "священную войну", применяя ядерное оружие?
Примечательна при этом не только та небрежность, с которой страна, где произошел Холокост, оказывает поддержку стране, которая его отрицает. Примечательно также поведение противников глобализации и левых фракций. Не их ли задача следить за обеспечением приоритета прав человека, а также элементарных интересов безопасности перед потребностями бизнеса? Ничего подобного: в то время как Америку кое-кто превращает во врага номер один, в случае Ирана все предпочитают не снимать розовых очков и оставаться глухими. Между тем даже небольшое давление со стороны Совбеза ООН доказало, что санкции идут на пользу иранской оппозиции и влекут за собой возникновение противоречий внутри режима.
Общественность занята прежде всего решением вопроса о том, как бы удержать Вашингтон от сдерживания Ирана. А проблема как таковая, то есть иранская бомба, отошла при этом на второй план. Тот, кто рефлекторно пытается защитить Иран Ахмадинежада от Америки (и именно тогда, когда речь идет о последней попытке мирного разрешения конфликта посредством более жестких санкций), способствует такому развитию событий, против которого сам же выступает: военной конфронтации.
Если на Тегеран незамедлительно не оказать серьезного давления и не поставить перед выбором: либо сменить курс, либо быть готовым к губительным для экономики санкциям, то придется выбирать между более серьезными решениями - военной конфронтацией и, что еще страшнее, иранской бомбой.
Маттиас Кюнтцель - политолог, член президиума международного объединения ученых Scholars for Peace in the Middle East
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях