Der Standard | 2 марта 2011 г.
Нерешительные преобразования с ретроэффектом
Йозеф Кирхенгаст
Михаил Горбачев получил Нобелевскую премию мира в 1990 году за бескровные изменения в советской империи, напоминает Der Standard. Это было за год до развала СССР, который случился не в последнюю очередь из-за политического курса Горбачева, характеризовавшегося зачатками реформ и нерешительными шагами.
"Вплоть до самой отставки экс-президент СССР Михаил Горбачев ратовал за главенство коммунистической партии. В этом он ничем не отличался от правителей современного арабского мира", - пишет Йозеф Кирхенгаст, добавляя, что в отличие от них глава раздробленной восточной сверхдержавы отказался применять силу для удержания власти.
"Сегодня очевидно, что у Горбачева, с одной стороны, не было четкой программы реформ, и это привело к активизации действий со стороны его противников как в демократическом, так и в коммунистическом лагере. С другой - он полностью недооценивал значение национального вопроса". Об этом пишет в своей книге "Горбачев: человек и власть" венгерский писатель Дьёрдь Далош. Именно эти две составляющих - размытая программа реформ и национальный вопрос - могли бы иметь решающее значение для дальнейших преобразований в арабском мире.
"История нерешительного реформатора Горбачева учит, что власть оказывается в руках тех, что в ключевой момент прибегает к решительным действиям. В случае с Россией это были люди, имевшие относительно убедительную программу - сторонники демократических рыночных преобразований, сгруппировавшиеся вокруг Бориса Ельцина. Однако плачевная политическая реализация реформ в конечном итоге вымостила дорогу путинизму", - резюмирует автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях